С чего начать изучение биологии
Биология с абсолютного нуля.
Решила взяться за изучение биологии, подумав, что было бы не плохо и очень интересно попробовать свои силы и сдать экзамен по этому предмету.
Разумеется, результат также очень важен. Набранные баллы. Есть “передо мной” желаемая цифра, но на ней я не зациклена.
Как говорится, “наслаждайся процессом”. Просто делай.
Вот и приступим.
Критерий завершения
Экзамен сдан не менее, чем на 80 баллов.
Личные ресурсы
Время; Информация; Желание; Интерес;
Экологичность цели
Это мой личный интерес и желание.
И у меня будут именно знания, а не чтобы абы “натыкать” галочки на бланке и забыть.
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.
Общие свойства живых организмов.
Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.
Строение клетки.
Цитоплазматическая мембрана. Транспорт веществ через плазмолемму.
Митоз и мейоз.
Химические компоненты живых организмов.
Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК.
Макро- и микроэлементы.
Белки, углеводы,липиды.
Понятие о гаплоидном и диплоидном наборах хромосом.
Наследственность и изменчивость организмов.
Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.
Сцепленное наследование.
Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость.
Биосфера – живая оболочка планеты .
Экосистемы. (Структура экосистемы.)
Организм и среда.
Вид и популяция.
Связи популяций в биоценозах.
Селекция и биотехнология. Методы селекции.
Эволюция органического мира.
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
Пути достижения биологического прогресса.
Вклад учёных в развитие биологии.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
Неклеточные формы жизни. Доядерные организмы. Вирусы, бактерии.
Ботаника.
Фотосинтез.
Покрытосеменные:
Цветок.
Плоды.
Споровые растения. Мхи.
Вегетативные органы растения:
Корень.
Лист. Внутреннее строение листа.
Папоротники. Голосеменные.
Одноклеточные водоросли.
Зоология.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Эмбриональное развитие животных.
Классификации организмов. Принципы систематики. Классификация животных.
Класс Земноводные.
Тип Моллюски. Многообразие моллюсков.
Класс Пресмыкающиеся.
Тип Кольчатые черви.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Тип Членистоногие . Классы Ракообразные и Паукообразные.
Класс Птицы.
Характеристика систем органов позвоночных животных. Нервная система.
Царство Грибы.
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Обмен веществ. Витамины.
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.
Сердечно-сосудистая система:
Движение крови по сосудам.
Кровяное давление.
ОДС. Скелет головы.
Пищеварительная система. Строение органов пищеварительной системы.
Мочевыделительная система. Нефрон.
Эндокринная система. Гормоны.
Нервная система:
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Сенсорные системы. Строение и функции органа зрения.
Подготовка к экзамену: как выучить биологию самостоятельно дома с нуля
Существует специальная методика, как выучить биологию самостоятельно дома с нуля. Для ее выполнения нужно просто не волноваться, запастись терпением, хорошими учебниками и наглядными пособиями. Немалую роль в успехе играют самоорганизация и большое количество времени для подготовки.
Порядок самостоятельной работы
Если нужно сдавать экзамен по биологии, а средств на репетитора нет, то можно и самому изучить эту естественную науку. Для начала следует оценить уровень своих знаний. Если таковой равен нулю, то на самостоятельное изучение биологии нужно отвести достаточно времени, чтобы хорошо проштудировать все темы и разобраться в них. Для этого следует ознакомиться с программой ЕГЭ и составить подробный план работы. Надо посчитать, сколько тем включает в себя программа и сколько времени займет обработка каждой.
Готовиться необходимо по каждой теме отдельно, а не по всем сразу. Разделы биологии логически связаны между собой. Приобретенные знания наращиваются пошагово. Поэтому сначала изучаются основные термины и понятия, а потом и более серьезные темы. Лишь когда одна тематика выучена хорошо, можно переходить к следующей. Главное условие самостоятельного обучения — это четкое следование графику. Отлынивая и оставляя все на самый последний день, можно так ничему и не научиться. Если биология дается сравнительно легко, то на ее изучение можно отвести, как минимум, всего одну неделю. Если естественная наука очень сложна для восприятия, этот срок необходимо увеличить.
Следует обзавестись учебниками по всем курсам биологии, раздобыть разъясняющие пособия и поднять из собственных архивов тетради по биологии за все годы учебы. Читать нужно небольшими параграфами. После каждого прочтения нужно хорошо осознать материал и написать по нему небольшой конспект по памяти. Так можно будет выделить для себя основные и важные моменты. При изучении предмета основополагающим источником знаний следует считать школьный учебник. Другие источники информации лучше использовать в качестве понятных разъяснений или как полезное дополнение к учебнику, но не как основной материал.
При написании конспекта рекомендуется делать от руки различные рисунки, схемы, графики и таблицы, вкратце передающие суть читаемого. Такие пометки хорошо запоминаются и ассоциируются с нужным разделом. Поля тетради надо сохранять пустыми, оставляя место для будущих пометок и уточнений. Нужно выучить свою рукопись и проверить полученные знания по таблице терминов. Если в таблице встретятся незнакомые названия, то их необходимо внести в конспект в тот раздел, к которому они относятся.
По каждой теме следует прорешать половину заданий и проверить уровень самоподготовки. Если задания не получаются, то сложную тему необходимо лучше выучить. Если задания даются легко и правильно, то можно решать вторую часть заданий, тем самым вырабатывая навыки. После выполнения всех заданий нужно провести работу над ошибками: выделить все каверзные вопросы и прочитать их еще раз.
Необходимая программа курса
Чтобы знать, какие темы по биологии нужно вообще выучить к экзамену, необходимо ознакомиться с полной программой курса. Школьное обучение биологии включает в себя такие разделы:
- Биология — наука о живой природе. Нужно знать определение термина «биология», методы ее исследования. Выучить признаки живого, строение клетки и обменные процессы.
- Клетка как биологическая система. Сюда входят такие подтемы: разнообразие клеток, строение клетки, функции ее органоидов, обмен веществ, питание и размножение клетки.
- Организм как биологическая система. Для овладения этим разделом необходимо усвоить, что такое: одно- и многоклеточные организмы, вирусы, авто- и гетеротрофы, принцип образования тканей из клеток, размножение организмов и генетика.
- Многообразие организмов. Необходимо овладеть таксономическими категориями, выучить 5 царств живых организмов, запомнить особенности строения и жизнедеятельности хордовых организмов.
- Человек и его здоровье. Данный раздел включает в себя строение и функционирование тканей, органов и систем человека, знания личной гигиены.
- Надорганизменные системы и эволюция органического мира. Следует ознакомиться с теориями эволюционных идей, разнообразием существующих видов, историей происхождения человека.
- Экосистемы и присущие им закономерности. Надо запомнить, что такое экосистема, какие бывают ее разновидности, как осуществляется круговорот веществ в природе. Также необходимо ознакомиться с учениями Вернадского и выучить, что такое био- и ноосфера .
Чтобы было легче изучать материал, темы нужно выстроить в логическом порядке. Сначала изучаются основы всего живого, например, клетки. Потом более обобщенные предметы, такие как ткани. Далее уже изученные ткани складываются в органы или изучается процесс эволюции от простейших к многоклеточным. Нужно просто понять, что биология — это не набор различных разделов, а взаимосвязанные темы, вытекающие друг из друга.
Как проще самостоятельно понять предмет?
Без репетитора самому, конечно, сложнее разобраться в биологии. Но ничего страшного в этой науке нет. Просто ее нужно воспринимать легко, как нечто познавательное и интересное, тогда ее запоминание пройдет проще — через осознание каждой темы.
Готовиться к экзамену всегда рекомендуется по специальным учебникам. Они содержат в себе всю необходимую информацию. Но также они перенасыщены сложными терминами, затрудняющими восприятие и понимание написанного. Поэтому желательно кроме учебников использовать различные пособия, написанные простым обывательским языком. Они помогут растолковать и уяснить изложенное в учебнике. Читать лучше молча, потому что при проговаривании слов вслух внимание рассеивается и информация хуже запоминается.
Как дополнительный вспомогательный учебный материал можно использовать научные фильмы. Они подробно и наглядно раскроют темы, сложные для понимания. К тому же при просмотре учебных фильмов работает зрительная и слуховая память, что дает более высокий уровень запоминаемости.
Нельзя бросать прочитанную тему недоученной. Если после многократного прочтения тема так и осталась неосвоенной, ее необходимо разобрать более детально. Нельзя переходить к изучению следующего материала, если не выучен предыдущий. Изучать необходимо маленькими порциями. После прочтения странички нужно кратко для себя проговорить, о чем шла речь. Если все понятно, следует продолжить чтение. Если нет — прочитать еще раз. Постоянный самоконтроль знаний позволит выявить пробелы в памяти и равномерно выучить весь материал.
Как комплексно изучать биологию
Роль биологии огромна в нашем мире. Хотя она не входит в число приоритетных предметов, большинство школьников и родителей считают его «лишним». В тоже время для получения медицинского образования хорошее знание биологии является первоочередным. Мы не говорим о качестве преподавания предмета в школе — речь идет об отношении большей части учащихся к этой дисциплине, которое не лучшим образом сказывается на усвоении материала. Хотя темы по биологии крайне важны.
Биология — наука о живой природе
Биология — предмет, требующий усидчивости и внимания, поэтому индивидуальные занятия крайне необходимы, чтобы понимать его содержание и роль биологии в процессе подготовки к дальнейшему образованию. Видеоуроки образовательного портала помогут ребенку эффективнее усвоить школьную программу, закрепить полученные и приобрести дополнительные знания в области ботаники, зоологии, клеточного строения растений и организмов — от простейших до человека. Знание тем уроков по биологии дает школьнику понимание не только физиологических и биохимических процессов, но и даёт ему понять, что такое “жизнь” в общей сложности.
Приступая к изучению ботаники и роли биологии в 6-м классе, школьники должны понять роль растений в жизни не только человека, но и всей планеты, узнать об их разнообразии и распространении, ознакомиться со строением растений и отдельных их частей. Продолжительность видеоуроков по темам ботаники невелика и учитывает возрастные особенности ребенка, но количество и качество информации, предложенной учителями, обеспечит высокий уровень знаний. Ученик имеет возможность обратиться к любому разделу программы столько раз, сколько необходимо конкретно ему. Так что методы биологии можно освоить очень быстро.
В 7-м классе ученики переходят к изучению живых организмов, начиная с простейших бесхребетных видов, насекомых, водной фауны, и заканчивая наземными животными. На этом этапе школьники получают представление о том, чем животная клетка отличается от растительной, о мире насекомых, об основах классификации видов и т.д. Задача цикла видеоуроков первых двух лет обучения состоит в первую очередь в том, чтобы пробудить интерес детей к окружающей нас живой природе, научить понимать и беречь ее.
Биология — первая ступень знаний будущего врача
Начиная с 8-го класса, темы по биологии день ото дня становятся сложнее и труднее для понимания. Начинается изучение человеческого организма и самых сложных разделов биологической науки — генетики, цитологии, селекции, физиологии. Рассказать понятным языком столь сложные вещи очень непросто, но опыт педагогов, ведущих видеоуроки по этим темам, позволяет достичь поставленных целей.
Биология не является умозрительной наукой. Для того чтобы добиться в ней успехов, необходимо знать методы биологии, которые заключаются в нескольких понятиях — наблюдение, эксперимент и анализ. В этом смысле биология является аналогом физики, только в сфере живой природы, и настолько же сложна для изучения и понимания. Индивидуальные занятия с помощью видеоуроков, наличие минимальной экспериментальной базы и стремление к знаниям станут первыми ступеньками на пути получения медицинского образования.
Программа 11-го класса посвящена методам биологии по эволюционной теории и обзору научных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, таких как бионика, экология и др. Для учеников, желающих выйти далеко за пределы школьной программы, образовательный портал предлагает цикл факультативных видеоуроков, где более подробно излагаются различные разделы биологической науки.
Источники:
http://smartprogress.do/goal/202603/
http://biology.coach/kak_izuchit_biologiyu/kak_vyuchit_biologiyu_samostoyatelno_s_nulya.html
http://interneturok.ru/article/kak-kompleksno-izuchat-biologiyu