Проблематика рассказов чехова кратко

Какова философская проблематика рассказов Чехова?

Среди героев Чехова полно насекомых. В «Смерти чиновника» мельчайший человек помирает из-за того, что нечаянно начихал на лысину высокопоставленному лицу. Другие насекомые — человек в футляре, несчастный обладатель крыжовника, который ради него сжил со света жену и вообще всю свою жизнь посвятил тому, чтобы наконец на своем участке земли жрать этот кислый крыжовник (и лицо у него при этом такое, что вот-вот хрюкнет в одеяло).

Все эти насекомые копошатся там только для того, чтобы мы почувствовали присутствие в мире чего-то бесконечно более прекрасного, свободного, спасительного. Вот почему для Чехова отвратительны любые проповедники, любые законченные учения. Он верит только в прекрасное, в музыку, в бога, но совершенно не принимает никакого сектантства. Поэтому и толстовское учение ему глубоко чуждо, тем более смирение, в том числе христианское. Особую ненависть вызывает толстовская идея непротивления. В знаменитом рассказе Толстого «Много ли человеку земли нужно» герой пытается расширить свои владения и наконец умирает, после чего оказывается, что земли человеку нужно всего два аршина.

На это Чехов ответил блистательно: это трупу, покойнику нужно два аршина, а человеку нужен весь мир.

Велик Антон Папвлович именно в своих рассказах, где с прирожденностью едкостью высмеивает все пороки своего окружения.Сам прожив весьма трудную жизнь мальчика из семьи купца, Антон Павлович сохранил в себе неистребимую иронию и сарказм — именно выводить на поверхность все пороки тогдашней царской России и так, что многие его рассказы такие, как «Человек в футляре», Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», Анна в петлице» стали зеркалом всего пошлого и подлого в человеческой натуре.Если хорошо приглядеться к современным людям и нашему окружению, мы поймем, что и в начале 21 века остались те же характеры и те рабские души, которые боятся всего и всех, становятся премудрыми пескарями ради сохранения своего мерзкого покоя, готовы пойти на унижение и лизоблюдство. Прошло много лет, но человеческие типы и человеческие характеры остались прежними.Вот и именно в этом и философская глубина рассказов Антона Павловича Чехова.

Чехов пришел в русскую литературу, когда в ней творили такие гиганты, как Толстой и Достоевский, скрупулезно, чуть ли под лупой рассматривавшие конфликт добра со злом.

Темы, которые затрагивал Чехов, в корне отличались: за кажущейся простотой поднятых Чеховым проблем скрывается глубочайшая пропасть, в которой растворяются и тонут человеческие судьбы.

Чехова — моралист мелких пороков. Его герои страдают не из-за убийства, грабежа или прелюбодеяния. Он как автор не навязывает читателям никакой конкретной позиции, не выдает моральных императивов и не обещает мистического просветления. Он просто ставит диагноз, но делает это как настоящий доктор — ненавязчиво и беспристрастно, с большой осторожностью и деликатностью.

Читать еще:  Что такое гидроцефальный синдром

Антон Павлович Чехов является признанными мастером короткого рассказа, и для его творчества характерно глубокое проникновение в жизнь простого человека. Большинство его рассказов можно условно разделить на две категории, рассказы о становлении человека и юмористические рассказы о реалиях жизни обывателя. Отсюда можно проследить и две основные философские линии его произведений.

В юмористических рассказах Чехов высмеивать пошлость и ограниченность человека, его преклонение перед чинами и должностями, его готовность мгновенно переметнуться, подстроиться под ситуацию, наплевав на моральные принципы. Таков например Тонкий человек Порфирий, который радостно встречает Толстого друга и ведет себя с ним на равных, пока не выясняется, то толстый занимает куда более высокую должность. Таков и Хамелеон Очумелов, который готов растерзать собачку неизвестного хозяина, но который тут же готов сдувать пылинки с собачки генерала.

В рассказах другого направления Чехов показывает как реальности обывательской жизни способны уничтожить в человеке все прекрасные порывы и как презрение к духовной нищете окружающих с годами превращается в такую же духовную нищету. Это рассказы о смысле жизни и классическим примером такого произведения является молодой мечтатель доктор Старцев, способный любить и презирать, который становится средним и невзрачным Ионычем.

Чехов в своих рассказах и плачет и смеется над бедностью жизни, не материальной, но духовной, и старается донести это свое видение до читателя, заставить того задуматься и может быть измениться к лучшему, узнав себя в одном из малопривлекательных героев.

Проблематика рассказов Чехова

Антон Павлович Чехов — талантливейший русский писатель, который смог в своих произведениях раскрыть и показать русский менталитет, указать на важные моменты нашего исторического развития. в полной мере проблематика произведений раскрылась в его коротких рассказах, с которыми знаком любой школьник. Вспомним некоторое из них.

Рассказ «Хамелеон» повествует об эпизоде с бродячей собакой, о которой одни говорили, что она генеральская, а другие что просто уличная. Очумелов, главный герой, менял свое мнение в зависимости от мнения толпы. Чехов ставит перед читателями важные проблемы: подхалимства, чинопочитания, зависимости от чужого мнения и власти. когда прочитаешь рассказ, то становится понятен смысл названия. Очумелов, как хамелеон, меняет «окрас», пытаясь приспособиться к ситуации и выгадать себе пользу.

Проблема чинопочитания явно звучит и в произведении «Толстый и тонкий». Главные герои, друзья детства, после многих лет разлуки случайно встречаются. Казалось бы радостная встреча, но она оказалась омрачена тем самым чинопочитанием. Тонкий оказывает ниже по чину перед Толстым. Теперь все их веселое и беззаботное детство перечеркнуто «табелем о рангах». Тонкий тут же раскланивается перед Толстым, стараясь во всем ему угодить.

«Футлярность» — еще одна важная проблема в творчестве Чехова. Вспомним его рассказ «Ионыч». Главный герой — молодой врач Старцев Дмитрий Ионович приезжает работать в земскую больницу. Познакомившись с жителями города, Старцев понимает, что все они никак не пытаются возвысить идеалы, что их устраивает обыденность и повседневность. Старцев же, в свою очередь, стремится к духовному развитию, к многозначительным разговорам. К сожалению, после невзаимной любви Старцев стал потихоньку превращаться в Ионыча, все глубже уходя в свой «футляр». Через несколько лет он будет рад тому, что не женился, будет вечерами пересчитывать деньги и окончательно превратится в обывателя этого города.

Читать еще:  Какая скидка по промокоду аптека ру

Рассказ «Злоумышленник» мало кого оставит равнодушным. главный герой Григорьев Денис — обычный работяга из крестьян. Он попадает под следствие из-за того, что откручивал гайки с железнодорожного полотна. Делал это Денис не со злого умысла, а только лишь для рыбалки, чтобы соорудить грузило для удочки. Казалось бы это не самое жестокое преступление, но следователь добивается его ареста. Когда читаешь рассказ, становится жалко Григорьева. ведь из-за своей неграмотности, неумения точно выражать свои мысли, его бедноты он и попадет в тюрьму. Чехов формулирует серьезную проблему для своего века: безграмотность крестьян и их нищенское существование. также здесь прослеживается проблема непонимания власти и народа, нежелание власти сотрудничать с обычными людьми.

«Краткость — сестра таланта» — так сказал Чехов. В своих коротких рассказах Чехов смог уместить все свои мысли о народе, личности, государстве, образовании и многом другом.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика рассказов Чехова

Популярные сегодня темы

Весна. Какое теплое слово. Наверное, ни одно время года так не ждут как весну. Весна в наш город приходит каждый раз по-новому. Метельный февраль засыпает снегом. Зима не хочет уходить и цепляется за каждый день.

В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Тургенев как писатель является прекрасным примером создания запоминающихся персонажей, лаконично передающих атмосферу произведения, его смысл и цель. Также Тургенев часто писал произведения

Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.

Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами.

Проблематика рассказов Антона Чехова

Рассказы А.П. Чехова просты, коротки, но за этой видимой простотой при каждом следующем прочтении мы находим что-то новое, более глубокий смысл, обращаем внимание на сложное художественное построение.

Рассказы предельно лаконичны и требуют, соответственно, определенных художественных приемов, таких как сжатость повествования, когда многое оказывается сказанным “за скобками произведения”, пресуппозиция, когда читатель понимает многое и без объяснения автора. Таким образом, Чехов следует своему утверждению: “Краткость

В основном, в рассказах можно выделить два главных пункта: наличие социальных типажей (то есть изображение в лице отдельного человека какого-либо качества) и многообразие человеческих натур вообще. Часто предметом рассказа становится судьба персонажа или переломный момент в жизни, когда человек поступает необдуманно, а, значит, наиболее искренне. То есть Чехов не опускался до конкретного указания на социальное явление, считая своего читателя интеллектуальным человеком. Если предметом изображения должен был стать общечеловеческий недостаток – автор показывал отдельного человека; если порок встречался нечасто и заслуживал особого внимания – судьба человека прослеживалась целиком (например, рассказ “Ионыч”). И очень мало присутствует в рассказах авторской субъективности, он предоставляет читателю возможность самостоятельно подумать над типажами и насущными проблемами.

Читать еще:  Элвин и бурундуки 2 мультфильм 2009

В рассказе “Хамелеон” мы видим некую ситуацию, из которой можно сделать большие выводы. Он, безусловно, очень смешон, но за этим смехом, как обычно и бывает у Чехова, проглядывается трагизм ситуации, и становится грустно. Имя главного героя стало нарицательным, появилось даже понятие “хамелеонства” – готовности в угоду чинам моментально менять свое мнение или решение. Чинопочитание присутствует и в другом рассказе Чехова – “Смерть чиновника”. Хотя Червяков и не меняет своего мнения в зависимости от обстоятельств, но его роднит с героем “Хамелеона” то, что у них присутствует шаблонность мышления, стереотип поведения, так неуважаемые автором. Каждое их решение отталкивается от принципа социальной иерархии.

У Чехова, в целом, авторская позиция четко не выражена, и таким образом проблематика по сути тоже не видна отчетливо. Но справедливость чеховской идеи доказывается самой логикой жизни, и, следовательно, можно считать одной из главных идей – непрерывность течения жизни и невозможность ему противостоять.

Может ли человек вырваться из среды? Кто сильнее: человек или среда? На эти вопросы Чехов отвечает так: да, человек способен победить среду, но при наличии у него высших душевных качеств. Изображаемые же им герои сами хотят оставаться в своей среде, втягиваясь в нее все больше и больше.

Основными качествами персонажей его рассказов является, во-первых, отсутствие внутреннего стержня, потеря направления действия. Так, Душечка не знает, зачем она живет, зачем думает, и, не видя перед собой примера для подражания, объекта, на который можно направить свои силы, она оказывается беспомощной и бесполезной.

Во-вторых (и это является главной целью Чехова), автор наносит сокрушительный удар по пошлости, в самом широком смысле этого понятия. Для него пошлость – это превращение людей в подобия человека. Тонко чувствуя свое время, понимая, что господствует такой тип людей, Чехов показывал, что дух времени лишает людей уверенности, обрекая на прозябание.

Однако нельзя списывать на дух времени абсолютно все (хотя, как уже было сказано, с этим стоит считаться). Человек сам может строить свою жизнь, и примером этому служит сам автор. Из схватки со средой можно выйти победителем, именно поэтому Чехов не жалеет своих слабых героев, поскольку знает, что они в силах все изменить.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2057902-kakova-filosofskaja-problematika-rasskazov-chehova.html

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/problematika-rasskazov-chekhova

http://school-essay.ru/problematika-rasskazov-antona-chexova.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×