Почему танк называется Т 34

Почему танк называется Т 34

Знаменитый танк Т-34 возник в СССР не на пустом месте. В 1929 году советское командование заинтересовалось разработками американского конструктора Джона Уолтера Кристи, который был одержим идеей создания «бронекавалерии» для быстрых рейдов в тылу противника и даже сконструировал для этого особую подвеску, в которой гусеницы могли быстро заменяться колесами. В следующем, 1930 году, два танка «Кристи» M1940 были закуплены СССР вместе с лицензией на производство и технической документацией.

Разработка танка

Несмотря на то, что отправленные в Россию танки оказались без башен, наши конструкторы приступили к их изучению и к конструированию советской боевой машины.

Как пишет группа авторов во главе с историком Е. Е. Александровым в статье «Танкостроение Украины в 1927–1945 гг.: организационный и производственный аспекты», на основе M1940 с 1931 по 1937 год появились быстроходные танки БТ, БТ-2, БТ-5 с 45-мм пушкой и БТ-7.

В 1939 году был создан танк БТ-7М с авиационным дизельным двигателем В-2. На БТ уже применяли бронелисты, расположенные под наклоном, что делало машину менее уязвимой.

В 1938 году танкисты отказались от колесного хода, остановив выбор на гусеницах, усилили броню и вооружение танка. В результате этих усилий на Харьковском паровозостроительном заводе на свет появились танки А-32, А-34 и танк – Т-28: его отличала толстая броня и 76-мм пушка Л-10.

В серию под индексом Т-34 пошел танк А-34.

Сравнение не в пользу наших

В 1940 году в Кубинку на полигон доставили два немецких танка Pz.III, и сравнение оказалось не в пользу Т-34. Наш танк был шумным: немецкую машину было слышно за 250 метров, а Т-34 – за полкилометра. Pz.III разгонялся до 70 км/час, а Т-34 едва мог достичь 48,2 км/час. Немецкий танк был комфортным: у командира была отдельная башня, прекрасный обзор, экипаж имел приборы связи.

В тесную башню Т-34 с трудом втискивались двое, командир был еще и наводчиком, а радиосвязь была только между ним и водителем.

Кроме этого, на Pz.III была более мягкая подвеска, прекрасное качество оптики и стоял надежный бензиновый двигатель.

После испытаний гарантийный срок Т-34 снизили до 1000 км, выпуск продолжили, но стали разрабатывать модификацию Т-34М. Было решено отказаться от «подвески Кристи», поставить демультипликатор, увеличить башню и обитаемый объем, поднять клиренс и установить дизельный двигатель в 600 л.с. В мае 1941 года три танка уже были собраны, но началась война, и воевать пришлось тем, что было – Т-34.

«Непригодный» танк

В 1942 году Т-34 был испытан американцами на полигоне Aberdeen (штат Мэриленд, США) после чего на свет якобы появился документ под названием «Оценка танков Т-34 и КВ», который был якобы подписан начальником II-го Главного управления ГРУ, генерал-майором Василием Ефремовичем Хлоповым.

В документе якобы отмечалось, что двигатель Т-34 вышел из строя после 343 км пробега, виной этому стал воздуховод, забившийся грязью. После попадания ее в ЦПГ, двигатель якобы заклинило, в результате чего танк с испытаний сняли.

Американцы отметили, что пружины подвески сделаны из некачественной стали, башня тесная, вопросы вызвала и водопроницаемость корпуса, и поворотный механизм башни – он был «слаб и искрил». Не выдерживала критики механическая обработка бортовых фрикционов, а от трансмиссии, установленной на Т-34, американца отказались 20 лет назад.

Отдельно у янки вызвало шок внутреннее пространство боевой машины: теснота, отсутствие элементарных удобств для экипажа. А вот что понравилось американцам, так это мощный дизельный двигатель и эргономичное размещение боеприпасов.

Читать еще:  Куда летит Солнечная система

Между тем существование самого документа уже вызывает споры, так как текст реального результата «Оценки. » Т-34 мало кто видел, хотя он существует и насчитывает 600 страниц с фотографиями. Исследователь Дмитрий Трушкин указывает, что текст, порочащей Т-34 «Оценки. » основан на пересказе слов работников полигона офицером ГРУ, генерал-лейтенантом Ильичевым. Настоящее название документа – Second Partial and First Consolidated Report on Russian Medium Tank T34 and 10th Report on Ordnance Program #5887, 02.12.1943, Army Ordnance Research Centre. Он представляет собой отчет о ходовых испытаниях танка и результаты исследований металла, сделанные разными лабораториями, но в общем доступе не размещен до сих пор.

На месте не стояли

Вскоре в СССР появился новый танк Т-34-85, а в 1944 году на основе Т34М был создан Т-44.

Танки действительно имели недостатки. Бывалые танкисты называли Т-34 крематорием , его топливный бак располагался рядом с экипажем, между боковыми стенками, тонкая броня которых пробивались снарядом. От попадания снарядов люки часто заклинивало и выбраться наружу было невозможно, поэтому танкисты старались не закрывать их, если это позволяли условия боя.

Прошедший всю войну танкист Ион Лазаревич Деген вспоминал, что танк Т-34-85 представлял собой такую же «консервную банку». Командиры проклинали сиденье на пружинах, а экипаж задыхался от пороховых газов. Обзор был минимален – через перископ или прицелы было плохо видно, а высовываться из башни или открывать лючок мехвода было опасно во время уличных боев. При попадании снаряда в башню экипаж внутри осыпало окалиной и осколками брони с внутренней стороны. Кроме того, из-за тесноты, при попадании снаряда в броню, экипаж получал травмы от резкого удара о внутренние узлы и агрегаты. Поэтому нередки были случаи, когда, даже не пробив броню, снаряд выводил из строя экипаж.

Однако у Т-34 были и достоинства, например маневренность, дизельный двигатель, соотношение цена – качество. Если американский «Шерман» стоил от 235 850 до 344 500 рублей, то производство Т-34 обходилось от 136 380 до 179 400 рублей. Для сравнения – в СССР по Лендлизу было поставлено 3 664 «Шермана», в то время как за годы войны согласно «Справочным данным Наркомата танковой промышленности СССР за 1941—1945 годы по выпуску бронетанковой техники» было произведено 35 467 танка Т-34.

Как уточняет в своих публикациях историк Алексей Алексеевич Киличенков (статья «Поединок менталитетов: Т-34 против «Пантеры»), превосходство Т-34 в защите, подвижности и огневой мощи достигалось за счет комфорта экипажа, причем большую часть преимуществ экипаж не мог реализовать из-за плохого обзора. Однако уже через 4 месяца войны гитлеровские генералы были вынуждены сделать вывод об эффективности советского танка и начать создавать свои «Тигры» и «Пантеры».

Недаром фельдмаршал Пауль фон Клейст назвал Т-34 «лучшим танком мира», а бывший офицер вермахта, историк Вернер Хаупт, признавал, что Т-34 – превосходен в маневренности и боевой мощи, а главное – против него бессильны все противотанковые средства.

Советский средний танк Т-34-76

Тут тоже спорный момент, тот же Pz. IV — и конструкция простая, и ремонтопригоден, да и потенциал для развития у него был ничуть не меньше.
Главное достоинство 34-ки это её технологичность — одна автоматическая варка бронекорпуса чего стоит.

Занудства.
Про частоту пожаров на Диз. топливе информации точной под рукой нет, но вот расположение баков у т-34 порождало некоторые проблемы. Они находились в бортах в верхней части корпуса и были очень уязвимы, пары дизельного топливо очень легко воспламенялись и баки взрывались — поэтому 34ки часто шли в бой с доверху заполненными баками (гореть так гореть, авось хоть подорвет).
Ходовая кристи тоже была не фонтан (съедала внутреннее пространство), но менять её значило менять отлаженную систему производства.

Читать еще:  Сколько ватт в 1 лошадиной силе

Добавлю
Живучесть и бронирование:
«Да, я не спорю, что летом 1941 года капустные орудия 37-мм не могли нанести существенную травму танку, но было так, увы, не долго.
ВЛД Т-34 составляет 45 мм. Многие говорят, мол наклон брони давал неоспоримое преимущество перед ПТС противника. Но это отнюдь не так: наклон брони давал преимущество только и только против снарядов, чей калибр был меньше, либо равен толщине бронелиста. Следовательно, бронирование Т-34 было эффективным в достаточной мере лишь против снарядов калибра 37- 45-мм (хотя, обилие ослабленных зон в ВЛД, и применение немцами снарядов с локализаторами, нивелировало это преимущество). Бронирование башни составляло столько же, т.е. 45 мм.
На Т-34-85 частично исправили бронирование башни — во лбу толщина достигала 75 мм, скулы — 90 мм. Все бы хорошо, если бы не Pzgr 39/42, которые в скором времени поступиили на вооружение капустных 75-мм орудий, и с легкостью бробивая 76 мм, да и при том Т-34-85 появился на полях сражений аж в 44-м.
За 1941 год 66% подбитых Т-34 приходится на калибр 50мм, второй по результативности 75мм, далее идут 37мм и «прочие и не установленные калибры». Причём были случаи поражения даже из 20мм зенитных пушек.

Простота в обслуживании и эксплатуционные качества:
Усилие на рычаге КПП в 60 кг, постоянно горящий маломощный электропривод башни, один единственный люк на ранних моделях, отсутствие полика башни и нормальной боеукладки — резко снижали его боевые качества. А поначалу Т-34 был весьма и весьма дорогим танком. И весьма сложным в производстве.

Вооружение:
Ф-34 уверенно поражал капустные танки на поле боя и с близких дистанций, и с далеких. Но в глубине обороны можно встретить что угодно; с появлением «Пантеры» и Pz. IV H мощности орудия стало явно недостаточно: т.к. калибр пушки был всего лишь 76-мм, наклон ВЛД «Пантеры» играл сильную роль. РККА внезапно задумалась о увелечении мощности главного калибра, выведя на свет 85-мм ЗИС-С-53.
С приходом этого орудие ситуация более-менее наладилась.

Так что в нем хорошего? Массовость, отсутствие логистических проблем, большая широта оперативного применения и относительная малозатратность (очень не сразу, кстати).

В качестве аргументов использовались материалы:
Отчет Абердинского испытательного полигона;
Исследования Свирина;
Мануалы и ТО.»
Химический анализ брони показал, что броневые плиты советского танка имеют поверхностную закалку, основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь. Американцы считают, что, качество брони можно улучшить, увеличив глубину закалки…
Неприятным открытием стала для них (американцев) водопроницаемость корпуса Т-34. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования…
Тесное боевое отделение. Много претензий вызвал механизм поворота башни: электромотор слаб, перегружен и страшно искрит. Американцы рекомендуют заменить механизм поворота башни на гидравлическую систему или вообще на ручной привод…
Подвеска «Кристи» признана неудачной. Подвеска свечного типа была испытана в США еще в 30-е годы, и американская армия от нее отказалась…
Танк, с американской точки зрения, признан тихоходным (!) — Т-34 преодолевает препятствия хуже, чем любой из американских танков. Всему виной – неоптимальная трансмиссия. Несмотря на большую тяговооруженность танка, ходовая часть не позволяет реализовать весь заложенный потенциал.
Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция кулисы передач — после долгих мучений они заменили оригинальную конструкцию на собственную деталь. Было отмечено, что все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок.
Выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни указывает на превосходную снарядостойкость…
Замечательные прицелы. Смотровые приборы не отделаны, но весьма удовлетворительные. Общие пределы обзорности хорошие.
Пушка Ф-34 очень понравилась, надежна, очень простой конструкции, легко устанавливается и удобна в обслуживании.
Алюминиевый дизель В-2 очень легок для своих размеров. Еще бы! В-2 разработывался как авиационный двигатель. Чувствуется стремление к компактности. Единственной проблемой двигателя назван преступно плохой воздухоочиститель — американцы назвали конструктора саботажником.

Читать еще:  Как относится Блок к революции

Почему танк Т-34 назвали именно так?

Несмотря на кажущуюся неважность, сегодня популярен вопрос о присвоении названия самому популярному советскому танку – Т-34. В данном тексте мы разберем расхожие мифы о происхождении названия боевой машины, и попробуем ответить на вопрос – чем на самом деле обосновано сочетание «Т-34»?

В силу того, что текст не об истории создания танка, мы позволили себе опустить некоторые эпизоды, не касавшиеся выбора его названия.

Предвестником будущей легенды стал прототип А-32, который одобрили на заседании Комитета Обороны СССР весной 1938 года. Литера «А» присваивалась продукции Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна, в частности – танкам конструкторского бюро машиностроения. Так, первая боевая машина из Харькова получила заводское обозначение А-12, который впоследствии переименовали в Т-12. Думаю, буква «Т» пояснения не требует – «танк».

Прототип А-32 комиссия одобрила, предписал модернизировать конструкцию. Результатом доработок стал прототип А-34. Еще во время его испытаний и до фактического поступления в войска, новый танк был принят на вооружение под привычным именем. Тут начинаются версии: кто-то считает, что «34» — год принятия, год начала работ или масса машины – что не совсем правда.

Причем в соответствующем приказе проявилась путаница обозначений советских танков:

«Принять на вооружение танк Т-32 Присвоить название указанному танку «Т-34»»

Приказ был опубликован в 1939 году – значит, год в названии не фигурирует. Масса? Нет — первые машины едва превышали показатель в 26 тонн. Даже Т-34-85, созданный в 1944 году, не весил 34 тонны.

Исходя из вышеописанного, мы вернулись к вопросу о значении названия цифр в названии машины. И тут есть несколько версий. Первая – красивая и логичная: «34» — порядковый номер принятого на вооружение танка. И до некоторого времени это было логично! Если допустить, что первая советская «тэшка» была 16-ой по счету из опытных, но первой принятой на вооружение. До 30-х годов сохраняется некоторая логика, и через 18 машин появляется Т-34 – опытный легкий танк образца 1932 года.

Казалось бы, тут логика пропала – почему еще один Т-34 делают спустя 8 лет? Но одно предположение может все объяснить. Несмотря на попытку сделать нумерацию сквозной, все получалось иначе: за Т-16 следовал Т-18, а спустя год был презентован Т-17. Причем в логичном перечне есть как серийные, так и опытные образцы. Так вот. В 1929 году было организовано Управление по механизации и моторизации РККА, которое присвоило индексы как имеющимся, так и перспективным танкам. Так получился логичный и последовательный перечень, начавшийся с Т-16. Но в реальности – из-за несвоевременной реализации проектов, их отмены или наоборот – форсированного принятия на вооружение, последовательность наименований нарушилась. Исходя из этого, Т-34 не мог быть «34-м» танком.

Как видите, число в названии Т-34 не соответствует порядковому номеру серийного танка РККА, и не является 34-м по счету прототипом. Ни год создания, ни масса машины тоже никак не связаны с наименованием. Ввиду этого, справедливой версией можно считать, что Т-34 назван в честь «Съезда победителей» — 17 съезда ВКП(б), прошедшего зимой 1934 года. Ведь танк Т-34 был не только прорывной машиной, но и обозначил начало самостоятельного танкостроения, которое до того момента значительно опиралось на зарубежные разработки.

Источники:

За что советские танкисты прозвали танк T-34 «крематорием»

http://pikabu.ru/story/sovetskiy_sredniy_tank_t3476_2127885

http://zen.yandex.ru/media/id/5a2a895fc5feaff1c5c05909/5c55db278864bf00ae95de13

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector