Почему Печорин одинок и несчастлив
Почему Печорин одинок и несчастлив?
Печорин — это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин — самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка — он выставляет на посмешище кого захочет. При желании он может достигнуть всего, чего пожелает (“Княжна Мери”). В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом (доктор Вернер). “Герой нашего времени” видит только одного человека, который, по его мнению, достоин его, и этот человек — женщина. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.
Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье
как о «насыщенной гордости»?
«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, давший старт творчеству таких писателей как Достоевский, Толстой и другие. Прежде всего, этот текст интересен не только композицией и нарушенной хронологией событий, но и образом главного героя, офицера Григория Александровича Печорина, который показывается автором как типичный портрет человека своего времени, характеризующийся довольно-таки специфичными взглядами на общечеловеческие ценности. Герой заносит свои впечатления и наблюдения в личный дневник, отрывки которого включены в роман. Именно на страницах этого источника читатель обнаруживает мысль о счастье как о «насыщенной гордости».
И действительно, проблема счастья в жизни человека остается актуальной. Однако Печориным она воспринимается и трактуется в совершенно ином свете: идея счастья реализуется в человеческой душе только тогда, когда им восхищаются другие. Лермонтов сожалеет о том, что «героями его времени» стали такие печорины, у которых смещены нравственные ориентиры жизни, деформированное сознание которых заставляет ужасаться любого цивилизованного человека. Автор, несомненно, сожалеет, что лучшие порывы человеческой души умирают среди низменных пороков, воспетых его поколением, ибо даже такой перспективный человек как Печорин, не найдя применение своим способностям, закрывается от общества, противостоя ему своей моделью поведения, которая, возможно, абсолютно не нравственна, но способна его защитить.
В свете этой отчужденности Печорина очень интересна сама его теория счастья, которую он выдвигает в своих дневниковых записях. Однако я не считаю, что своей жизнью Печорин доказывает мысль о счастье как о «насыщенной гордости».
Во-первых, несмотря на то, что Печорин часто утешает свое самолюбие и насыщает свою собственную гордость, это не приносит ему ожидаемого счастья. Особенно ярко такая модель поведения проявляется в общении с Грушницким (глава «Княжна Мери», эпизод около колодца). Он ставит себя выше «друга», издевается над ним, чувствуя свое превосходство, однако даже это не делает его счастливым, хотя, следуя логике его рассуждений, должно.
Во-вторых, всеобщее восхищение, которого так жаждет Печорин, и обязательное присутствие которого называет условием существования счастья в душе человека, так же не дает ему почувствовать себя счастливым. Примером этого можно считать эпизод схватки Печорина с преступником в главе «Фаталист», когда он бесстрашно бросает вызов судьбе, полагаясь на случай. Но даже то благоговейное восхищение, с которым встречают его удивленные офицеры, не делает его счастливым: он все также погружен в свои размышления и не считает себя осчастливленным таким радушным и восхищенным приемом товарищей.
Таким образом, Печорин не доказывает своей жизнью данную мысль, ибо утоление жажды этой самой гордости не приближает его к той отметке счастья, о которой он говорит в своем дневнике.
Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине
Роман “Герой нашего времени” – выдающееся произведение великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.
Ниже представлен анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине и др.
Смотрите: Все материалы по “Герою нашего времени”
Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине
Из текста романа становится ясно, что Григорий Печорин на самом деле несчастлив. Сам он говорит про себя следующее:
“. у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. “
Почему Печорин эгоист?
Печорин – эгоист, потому что он не способен ничем жертвовать ради других людей:
“…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. “
Почему Печорин стал нравственным калекой?
Печорин стал нравственным калекой, потому что обеспеченная и пустая светская жизнь развратила его. Лицемерное, ленивое и развращенное светское общество испортило Печорина и сделало из него нравственного калеку.
“. лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины. “
Как Печорин относится к дружбе? Есть ли у Печорина друзья?
Печорин не верит в дружбу. Он считает, что дружба – это “рабство”. По мнению Печорина, один из друзей выступает в роли раба, а второй – повелителя. Печорин не хочет таких отношений, поэтому у него нет друзей, однако у него есть приятели.
Кого Печорин считает равным себе по интеллекту?
Равным себе по интеллекту Печорин считает доктора Вернера:
“. Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно… Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга. “
За что Печорин презирает Грушницкого?
Печорин презирает Грушницкого за его подлость и слабость, за напускную храбрость и хвастовство:
“. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. “ Печорин презирает Грушницкого за то, что тот хочет опозорить его на дуэли:
“. то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку. ” (Печорин о Грушницком)
Что спасает Печорина на дуэли с Грушницким?
На дуэли с Грушницким Печорина спасает случайность. Грушницкий едва ранит Печорина: пуля лишь царапает его колено. Если бы Грушницкий ранил Печорина сильнее, тот бы тут же упал с обрыва в пропасть и погиб:
“. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края. “ “. раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса. “
Является ли Печорин фаталистом?
Вопрос, является ли Печорин фаталистом, является довольно сложным. Вот что пишут исследователи по этому поводу:
“. Печорин не хочет и не считает нужным рассматривать вопрос о «предопределении» отвлеченно. Этим рассуждением вопрос о «фатализме», «покорности судьбе» и страхе перед ней не решается, но снимается — потому что он просто не имеет значения и смысла для человека открытого, активного и мужественно следующего своим жизненным путем. Надо учесть, что под «фатализмом» Лермонтов подразумевал не только фаталистическое умонастроение вообще, но и распространенную в то время (и осужденную им в «Думе») позицию пассивного «примирения с действительностью», покорности обстоятельствам.” (“Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах”, том 6, 2002 г., примечания к роману “Герой нашего времени” М. И. Никитина)
Почему Печорин называет Вулича “существом особенным”?
Печорин называет Вулича существом особенным, потому что в Вуличе сочетается особенная внешность и особенный характер:
“. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи. “
Вообще же, ундины – это сказочные существа, русалки, которые своим пением и красотой заманивают людей в глубины моря. Именно поэтому Печорин называет таманскую контрабандистку ундиной.
В каком городе происходят приключения Печорина?
Описанные в романе приключения Печорина происходят в таких городах, как Тамань, Пятигорск и Кисловодск, а также в крепости N на Кавказе и в казачьей станице.
Что случилось с Печориным в конце романа?
Какова причина смерти (гибели) Печорина?
Автор почти ничего не рассказывает о том, как умер Печорин и в чем причина его смерти. Читателям лишь известно, что Печорин умирает, возвращаясь из своего путешествия из Персии. Возможно, Печорин погибает от рук разбойников или из-за какой-то смертельной болезни. В романе это не уточняется.
Это был анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова, вопросы и ответы о Печорине и т.д.
Почему Печорин одинок и несчастлив?
Печорин – яркий представитель молодежи своего времени. Лермонтов вложил в него характерные черты всего поколения, сделав образ собирательным и четким. «Герой нашего времени» – произведение о том, как на фоне эпохи способный человек теряет чувственность и не может быть открыт к любви и дружбе. Для того, чтобы понять суть произведения, необходимо разобраться в вопросе, почему Печорин одинок и несчастлив.
- Позиция Печорина
- Выбор Печорина
- Одиночество Печорина
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Позиция Печорина
Герой позиционирует себя как циничной человек. Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго.
В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.
Выбор Печорина
В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его не смущает и не останавливает ничто, если он решил добиться какой-либо цели. Но его единственная цель – убить скуку. Любыми способами он пытается развлечься, не обращая внимания на сломанные судьбы. Но развлечения его носят жестокий и эгоистичный характер.
Любовь для него лишь пустой звук, и даже если он испытывает к девушке искреннюю симпатию (например, к Бэле), то она быстро надоедает ему. В некоторых же случаях он играет судьбами людей только из спортивного интереса (Мери и Грушницкий стали жертвами не его чувств, а его скуки). И Печорин сам выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежлив и образован, умеет тактично держаться в общении с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственное чудовище. Именно это не дает герою почувствовать себя счастливым.
Одиночество Печорина
Герой всячески старается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Он сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, рождена именно тем, что герой закрылся от людей, оставив в кругу своих интересов только собственную персону. Печорин, возможно, мог бы любить людей, найти настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая одиночество.
Таким Печорина сделало общество. Он сам говорит об этом, беседую с Максимом Максимычем или Мери. Но в итоге Печорин стал личностью, закрывшей свою душу от всего доброго и хорошего, что могло бы в ней поселиться. Таких людей можно только пожалеть, ведь достичь счастья, имея такую циничную натуру просто невозможно. Каждый человек – хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись испытывать чувства искренне и длительно, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.
Источники:
http://megalektsii.ru/s8647t8.html
http://www.literaturus.ru/2015/10/analiz-roman-Geroj-nashego-vremeni.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/pochemu-pechorin-odinok-i-neschastliv.html