Почему ГАЗ 66 называют шишигой

«Шишига» молодости нашей: история грузовика-миллионника ГАЗ-66

Это один из самых узнаваемых отечественных армейских грузовиков. Гость из 60-х — легкая, по меркам военных, грузовая машина, которая нашла себя и на гражданском рынке. Пусть выпуск остановился в 1999 году — «шишигу» и по сей день можно встретить в любой точке СНГ, от городских улиц до болотистой тундры, горных хребтов и вечной мерзлоты.

Замена «шестьдесят третьему»

Основным полноприводным «двухтонником» в СССР 50-х годов был ГАЗ-63. И все вроде было хорошо, но имелся у него серьезный недостаток — склонность к опрокидыванию. Да и двигатель помощнее хотелось. Военные при этом еще и настаивали, чтобы габариты сильно не увеличивались — грузовик должен быть аэротранспортабельным.

Результатом стал ГАЗ-66, пущенный в серию летом 1964 года. В первую очередь конструкторы поработали над переворачиваемостью — центр тяжести машины был значительно ниже, чем у ГАЗ-63. Поэтому чреватый переворачиванием занос у нового грузовика начинался на треть позже, чем у предшественника: на 65 км/ч при движении по 50-метровой (в диаметре) бетонной окружности. ГАЗ-64 грозился грохнуться набок уже на 44 км/ч.

Кроме того, давал о себе знать новый 8-цилиндровый двигатель. Удельная мощность новой машины была самая большая среди полноприводных грузовиков в Союзе — 33 «лошадки» на тонну снаряженной массы.

Вкупе с появившейся в 1968 году централизованной системой регулирования давления в шинах, позволяющей быстро адаптироваться к тому или иному виду бездорожья, а также блокировке дифференциалов, это дало серьезные преимущества в проходимости. В сухую погоду на хорошем грунте ГАЗ-66 брал 37-градусный подъем, в то время 63-й как буксовал уже на 28 0 . Помогала на сложном рельефе и новая бескапотная кабина. Из нее просто было лучше видно.

«Шишига» на войне

Точка зрения военных на грузовик была двоякой. С одной стороны, долгое время «шишига» успешно решала задачи, и при этом была лучшей машиной в классе. Но она была не лишена ряда недостатков. Основные нарекания сводились к бескапотной кабине.

С одной стороны, она ограничивала разрастание габаритов, и ГАЗ-66 было удобнее перебрасывать по воздуху. С другой — эргономика внутри оставляла желать лучшего. Прикрытый кожухом двигатель находился строго между водителем и пассажиром, занимая почти все пространство. Поэтому рычаг КПП пришлось поставить справа-сзади от водителя — что при долгой активной езде почти неминуемо оборачивалось болью в плечевом суставе. И, кроме того, в теплые времена года в кабине было очень жарко.

Кроме того, что немаловажно для военных, ГАЗ-66 отличался пониженной выживаемостью водителей при подрыве на минах. У капотных грузовиков расположение двигателя было таким, что тот принимал на себя львиную часть осколков. Тут же поразить водителя или пассажира было заметно легче.

На этом список серьезных проблем заканчивался. Именно поэтому «шишигу» до сих пор можно встретить в текущих локальных конфликтах. Не менее впечатляет и список модификаций — как разумных, так и не очень.

Читать еще:  Как помочь мужу бросить пить

Одной из первых был, например, ГАЗ-66Б для ВДВ — верхнюю часть кабины, включая лобовое стекло, можно было сложить, и легче впихнуть грузовик в самолет. Еще для десантников сделали мини-«Град» на базе «шишиги», который мог не только обстреливать противника реактивными снарядами, но и, например, проводить дистанционное минирование.

Ну и, конечно, ГАЗ-66 стал хорошей платформой для множества машин управления и вспомогательных модификаций. Дегазационные камеры, «санитарки», топливозаправщики, командно-штабные машины и даже понтонные парки — список можно продолжать долго.

Отдельно стоит упомянуть попытку создать нечто вроде автобуса для ядерной войны — поставленный на шасси «шишиги» кузов КЗ-1. Стеклопластика и пенопласт уменьшали воздействие радиации, а необычная форма была призвана ослабить ударную волну. Но в серию смелый концепт так и не пошел.

Оч.умелые ручки

Но намного интереснее не заводские модификации, а сделанное «на коленке» в локальных конфликтах — как правило, не от хорошей жизни.

Правда, ГАЗ-66 в силу сравнительно небольшой грузоподъемности не очень привлекал любителей изготовить гантрак—другой. На Ближнем Востоке ему разве что «уполовинивали» кабину, чтобы уменьшить жар от двигателя, и ставили в кузов 23-мм спаренную зенитку. Зато на Украине гаражные умельцы развернулись вовсю.

В самом начале войны в Донбассе всеобщее воодушевление по обе стороны фронта и, во многом, иррегулярный характер происходящего, подхлестывали кустарное производство броневиков. Стать таковым имел шансы даже подвернувшийся под руку «Запорожец», не говоря уже о «шишиге».

Порой такие модификации были не просто бесполезны (как простое обшивание машин незакаленными стальными листами), а даже опасны. Например, в Донбассе был замечен украинский ГАЗ-66 с именем «Танюша», к радиатору которого была приварена… динамическая защита для танков, представляющая собой фактически контейнеры с взрывчаткой, задача которых — контрвзрывом рассеивать струи кумулятивных боеприпасов. Работает это, конечно, только на бронетехнике, но не на незащищенном грузовике, который после такой переделки превращается разве что в орудие шахида.

Правда, возможно, контейнеры были пустые, а наварили их из-за находящихся внутри небольших бронепластин, которые могли прикрыть радиатор. Но в царящей тогда обстановке безумного клепания всего подряд из любых подручных материалов нельзя исключать ничего — в том числе и радостной установки на обычный грузовик предназначенной для танков динамической защиты.

И в мирной жизни

Пусть и прожорливая, и неэргономичная, но проходимая и довольно простая «шишига» нашла себя и на «гражданке». Самосвалы, грузовики, вахтовые автобусы для труднодоступных местностей — ниша для ГАЗ-66 всегда была.

Но военным все-таки хотелось чего-то капотного — и на место «шишиги» пришел «Садко». Но встретить «старичка» можно и сегодня — хотя и все реже и реже, особенно в городе. Впрочем, совсем уж удивительной редкостью ГАЗ-66 станет еще не скоро — тираж в 965 000 автомобилей не может исчезнуть без следа.

Почему ГАЗ-66 считался опасным автомобилем для армии СССР

Есть у нас в стране разнообразные грузовики. Тяжёлые, лёгкие, вездеходные и предназначенные для города. Однако есть и те, которые имеют далеко неоднозначную славу. Например ГАЗ-66 «Шишига» .

Большинство её знают, как хороший полноприводный грузовик, который и по болоту пройдёт и по сугробам, хоть и не уверенно. Мало кто знает, что шишигу так же называют «Полметра до смерти» .

Откуда же такое далеко не доброе название? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Все кто видел Шишигу, понимают, что отсутствие капота скорее минус для грузовика такого назначения, нежели плюс. Вообще в СССР ну очень неодобрительно отзывались о грузовиках с отсутствием капота перед водителем и именно по-этой причине МАЗ-500 выпускали с опаской и мыслями, что он может не подойти.

Читать еще:  Как отследить телефон Samsung

Однако, если в истории с Минчанином всё было отлично, то вот 66-й выпустили для нужд армии СССР в 1964-м году, то-есть спустя год после анонса МАЗа.

Для многих является тайной, что за 5 лет до выпуска Шишиги на заводе ГАЗ был построен другой внедорожный автомобиль, который в принципе являлся прототипом-заменой для ГАЗ-63, который как раз и хотели заменить. Автомобиль назвали ГАЗ-66А и он был с капотом. Вероятно отходить от капотной версии в армейском грузовике было опасно по следующим причинам:

  • Кабина над двигателем означала, что в зоне боевых действий при наезде такого грузовика передними колёсами на мины, даже несмотря на небольшой промежуток времени до детонации, происходил взрыв и шансов у людей в кабине было мало. Именно из-за этого в Афгане погибло много водителей при наезде на мины в таких грузовиках.
  • Ещё одной причиной, почему бескапотник для армии был не так хорош, считалась его беспомощность при аварии. При аварии водитель или вылетал через лобовое стекло, или получал весь удар на себя из-за отсутствия двигателя перед собой.

Конечно были и другие версии, почему Шишига не подходила для армии, однако они были связаны с грузоподъёмностью, типом двигателя, мощностью, но они не были так важны, как безопасность людей.

В конечном итоге в узких кругах Шишигу стали называть «Полметра до смерти», делая отсылку к отсутствию защиты водителем перед опасностью — миной или же встречным автомобилем.

Многие считают, что массовый выпуск бескапотных грузовиков — глупостью. А вы как считаете?

Чем заменят легендарный ГАЗ «Шишига» в армии

Его провожают взглядом, сочувственно вздыхая о нелегкой участи водителя. Не каждый отважится сесть за руль монстра, который получил в народе меткое прозвище «Шишига». Но знаете ли вы, что для своего времени это был передовой и очень удобный автомобиль?

В русском фольклоре «Шишигами» называют разных представителей нечистой силы, в том числе тех, что обитают на болотах и в лесах. Автомобиль, ласково величаемый в честь потусторонних сущностей, выглядит не лучше их – увидишь экспедиционник-вахтовку посреди поляны вдали от цивилизации и осенишь себя крестным знамением. Дело, конечно, не во внешнем виде, который у четырехколесной «Шишиги» тоже слегка потусторонний, сколько в потенциале, позволяющим уехать в никуда. А еще это поистине передовой автомобиль. Не верите?

Разработка ГАЗ-66 стартовала в начале шестидесятых под началом легендарного инженера Александра Просвирнина, «отца» массового ГАЗ-51, за создание которого он был удостоен Сталинской премии. «Шишига» фактически шла на смену очень редкому мелкосерийному бескапотнику ГАЗ-62 и старожилу ГАЗ-63, выпущенному тиражом в 474 464 экземпляра. Последний был распространенным, но отставал в техническом развитии и удобствах – печки не имел и баловал околевшего водителя теплым воздухом из моторного отсека лишь в движении. Для зимнего пуска требовалась паяльная лампа.

От архаичного предшественника «шестьдесят шестой» отличался разительно. Кабина, размещенная над двигателем, как в случае с серийным «шестьдесят вторым», была выгодна по компоновочным соображениям, обеспечивая оптимальную развесовку. И пусть вас не смущает это слово, услышанное в разрезе дискуссии о грузовике, а не спорткаре – «Шишига» создавалась для военных нужд, среди которых было десантирование. Капотный грузовик из-за «дифферента на нос» приземлялся на передние колеса, в то время как ГАЗ-66 должен был касаться земли ровнехонько.

Читать еще:  Сколько звезд видит человек

Анатомия автомобиля совершил огромный рывок вперед. Сейчас грузовик кажется до боли архаичным и неудобным, но на момент своего рождения и в последующие годы он сверкал технологиями и благами цивилизации. Водитель восседал над алюминиевым нижневальным двигателем V8 объемом 4,3 л, развивающим 125 л.с. при 3200-3400 об/мин и 284,5 Нм при 2000 об/мин. На бездорожье «Шишига» чувствовала себя как Porsche на Нюрбургринге – в естественной среде обитания. Полный привод парт-тайм («жесткое» подключение переднего моста) с понижающей передачей, самоблокирующийся передний и задний дифференциал, 315-миллиметровый дорожный просвет, практически одинаковая колея передних и задних колес, а также система централизованной подкачки шин превратили автомобиль в грозное оффроудное оружие, чей потенциал ценится и поныне.

Наконец, самое интересное – «Шишига» предоставляла армейскому люду небывалый уровень комфорта, тем самым позволяя снизить традиционный и неотъемлемый груз тягот и лишений! Она имела «печку», омыватель стекла и даже такое невиданное оборудование как гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов! Вишенка на торте – возможность подвесить в кабине брезентовую койку-гамак. Явный недостаток безотносительно эксплуатационных нюансов, конечно, был, и о нем знают и помнят все, кто когда-либо оказывался в кабине «Шишиги» – суровый вездеход буквально выкручивает правую руку водителя рычагом переключения передач, запрятанным где-то далеко позади. За годы производства с 1964 по 1999-й грузовик выпускался в огромном количестве модификаций для нужд армии, включая даже десантируемый понтонный парк, нашел применение в народном хозяйстве, а ныне стал уделом джиперов, ищущих утилитарный и крепкий автомобиль для экспедиций.

Передовой грузовик ожидаемо собрал множество престижных наград. В их числе золотая медаль на столичной выставке «Современная сельскохозяйственная техника» 1966 года и Золотая медаль на лейпцигской международной ярмарке сельскохозяйственной техники годом позже. Наконец, в апреле 1969 года «Шишига» стала первым советским автомобилем, удостоенным государственного Знака качества.

Правнуки у ГАЗ-66 выросли достойные – это семейство грозных «Тайфунов», которые внушают благоговейный трепет как когда-то «Шишига», поразившая Советский Союз современными решениями. Трехосный бескапотный красавец «Тайфун-К», он же КамАЗ-63968 и Урал-63095 «Тайфун-У» с капотной компоновкой относятся к технике формата MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), то есть, защищены от нападения из засады и подрыва на мине. Машины унифицированы по шестицилиндровым дизелям ЯМЗ-536 и создавались фактически всей страной – к проекту были привлечены более 120 предприятий, включая Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищенность бронекорпуса, НИИ стали, разрабатывавший броню, и даже МГТУ имени Баумана, где была спроектирована гидропневматическая подвеска.

КамАЗ-63968 «Тайфун-К», Урал-63095 «Тайфун-У», Урал-63099 «Тайфун-У», КамАЗ-63969 «Тайфун-К»

В результате получились настоящие крепости на колесах: комбинированная броня из стали и керамики, бронестекла, V-образное днище в качестве противоминной защиты для отклонения взрывной волны в боковом направлении, камеры наружного наблюдения по периметру и возможность установки дистанционно управляемого пулемета. «Тайфуны» способны выполнять широчайший спектр задач – начиная транспортировкой личного состава и заканчивая ролью мобильных артиллерийских установок. Такие уже находятся на вооружении – в армии эксплуатируются 180 Уралов и 348 камазовских машин.

Еще один наследник «Шишиги» – армейский бронированный капотник Урал-63704-0010 «Торнадо-У», построенный на базе гражданской бескапотной модели с индексом 6370.

В сравнении с тем же «Тайфуном» этот громила устроен заметно проще, например, у него не независимая подвеска, а неразрезные мосты. Двигатель дизельный ЯМЗ-652, развивающий 440 л.с. и по сути представляющий собой лицензионный агрегат Renault dCi11. Полная масса машины – 30 тонн.

Источники:

http://www.zr.ru/content/articles/919607-gaz-66-shishiga-vypushcheno-pocht/

http://zen.yandex.ru/media/id/5d4564a9027a1500adcef3c6/5e18544f1ee34f00b181292e

http://autorambler.ru/mashinavremeni/komfort-i-progress-legendarnyi-gaz-66-shishiga-i-ego-nasledniki.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector