Можно ли посадить самолет на воду

Аварийная посадка на воду или землю? Что опаснее?

Несмотря на то, что самолеты считаются самым безопасным видом транспорта, время от времени случаются летные происшествия, иногда очень серьезные и трагические. В случае вынужденной посадки успех зависит от многих сопутствующих факторов – погодных условий, мастерства пилотов, рельефа местности…

В любом случае, при аварийной ситуации на борту пилоты стараются дотянуть воздушное судно до аэродрома. Там есть взлетно-посадочная полоса, аварийные службы, помощь. Но бывает так, что по тем или иным причинам это невозможно. И перед экипажем встает вопрос наиболее безопасной посадки. В случае, если полет проходит рядом с рекой, озером, морем, есть возможность посадить самолет на водную поверхность. Но так ли это безопасно?

Безусловно, если на земле гористая или холмистая местность без единого ровного участка, посадка на воду будет предпочтительнее. Но в общем случае посадка на водную поверхность гораздо опаснее посадки на землю . За всю историю авиации накоплено огромное количество статистических данных по вынужденным посадкам, и вероятность получения тяжелых травм при посадке на воду примерно такая же, как если бы самолет садился в лесной массив, то есть очень высокая.

Сложность состоит в том, что вода очень плохо сжимается, и при приводнении воздушное судно испытывает сильный удар. При этом низкоплан (самолет с нижним расположением крыла) имеет больше шансов на разрушение, так как принимает удар на себя не только фюзеляжем, но и крылом. Следует учитывать и возможное волнение на море, которое при неблагоприятных обстоятельствах может просто перевернуть самолет при посадке.

В подавляющем большинстве авиакомпаний экипажи не обучаются посадке на водную поверхность, и такие случаи с пассажирскими авиалайнерами единичны. Тем не менее, на многих авиалайнерах инженерами предусмотрена такая посадка. При нажатии кнопки «Ditching» отверстия в нижней части фюзеляжа закрываются, ограничивая поступление воды внутрь самолета. В таком положении самолет (если он не имеет серьезных повреждений) спокойно может продержаться на поверхности воды несколько часов.

Так что посадка на воду считается более опасной, чем на более или менее ровный участок земной поверхности. Единственным плюсом посадки на воду можно считать то, вероятность возникновения пожара в этом случае значительно уменьшается.

Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Существуют специальные марки самолетов, предназначенных для приземления на воду. Но история знает немало примеров, когда пилотам обычных самолетов приходилось совершать посадку не в аэродроме, а на водную поверхность. В роли посадочной полосы выступали реки Нева, Волга, Гудзон и даже Тихий океан.

К сожалению, в авиации случаются аварийные ситуации, когда техника по тем или иным причинам выходит из строя. Сегодня мы расскажем об уникальных случаях, когда обычные пассажирские самолеты, а не гидросамолеты, удалось благополучно посадить на воду. Большинство из них было обречено на гибель из-за отказа двигателей или по иным причинам. Но благодаря мужеству и профессионализму пилотов удалось совершить посадку на воду и во многих случаях обойтись без жертв.

Читать еще:  Какая зарплата у режиссера

Посадка Ил-12 на Волге

Эта история приводнения самолета с 23 пассажирами на борту произошла 30 апреля 1953 года. Пассажирский самолет выполнял рейс «Москва-Новосибирск» с посадкой в аэропорту Казани. Как раз перед заходом на промежуточную посадку у самолета отказали оба двигателя. Как выяснилось позже, эта аварийная ситуация возникла из-за встречи со стаей уток, которые попали в двигатель. Самолет стал быстро терять высоту, и в сложившихся непростых условиях экипаж принял решение посадить самолет на воду. Аварийная посадка была совершена в районе Казанского речного порта. Так как это произошло довольно далеко от берега (глубина места посадки составляла около 18 метров), то самолет стал заполняться водой и медленно погружаться. Спасательную операцию осложнял тот факт, что посадка произошла в 21.37 по местному времени и было уже темно. Всем пассажирам и членам экипажа удалось выбраться из тонущего самолета. Местные жители на лодках доставили до берега всех пострадавших, кроме одного пассажира, который, к сожалению, утонул, став единственной жертвой этой авиакатастрофы.

Посадка Боинг-377 в Тихом океане

Второй успешный случай посадки воздушного судна на воду произошел 15 октября 1956 года. На борту судна, следовавшего из Гонолулу в Сан-Франциско, находились 24 пассажира и 7 членов экипажа. После отказа 2-ух двигателей из четырех командир принял решение посадить лайнер на воду. В результате успешной посадки никто из пассажиров не пострадал, и их подобрали спасатели службы береговой охраны.

Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай произошел 21 августа 1963 года в небе над Ленинградом. Воздушное судно совершало перелет по маршруту «Таллин – Москва». На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Спустя некоторое время после вылета из аэропорта Таллина экипаж обнаружил, что заклинило опору шасси. После переговоров с диспетчерами было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту, которым оказался «Пулково» в Ленинграде. Из-за проблем с шасси стало сразу ясно, что посадка будет аварийной и для того, чтобы избежать возгорания и взрыва, необходимо было выработать топливо. После часа кружения над Ленинградом, когда топлива оставалось уже немного, возникли проблемы с двигателем. Один за другим отказали оба двигателя, и единственным шансом спасти экипаж и самолет оказалась посадка на водную гладь Невы. Если бы в составе экипажа не было второго пилота Василия Григорьевича Чеченева, который имел опыт посадки воздушных судов на воду, то неизвестно, чем бы все закончилось. В считанные секунды капитан передал управление самолетом Чеченеву, который, благодаря своему опыту работы в морской авиации, сумел сбалансировать положение самолета для посадки на воду. Самолет благополучно приводнился на Неве напротив Александро-Невской Лавры, где его уже ждали спасатели и службы эвакуации. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Читать еще:  Какой интересный фильм посмотреть

Посадка японского лайнера в Тихом океане

Эта аварийная посадка произошла 22 ноября 1968 года недалеко от Сан-Франциско. Воздушное судно DC-8 авиакомпании Japan Airlines, на борту которого находились 96 пассажиров и 11 членов экипажа, совершало рейс Токио – Сан-Франциско. На этот раз причиной аварийной посадки стал плотный туман, окутавший район посадки. Из-за плохой видимости и ошибки приборов, на которые ориентировался капитан судна, экипаж совершил посадку на воду вместо взлетно-посадочной полосы. Причем пилоты до последнего думали, что они садятся в аэропорту. Возможно, отсутствие паники и обеспечило успех всей операции. Никто из пассажиров не пострадал.

Посадка Ту-134 на канале имени Москвы

Этот случай произошел 17 июля 1972 года, когда самолет находился на испытании и совершал экспериментальный полет. В результате аварийной ситуации у лайнера произошла остановка двигателей. На борту в тот момент находились 5 членов экипажа. Благодаря профессионализму пилотов удалось посадить воздушное судно на Икшинское водохранилище, одно из водохранилищ системы канала имени Москвы. В результате происшествия никто не пострадал.

Посадка А 320-214 на Гудзон

Последний случай посадки крупного пассажирского авиалайнера произошел не так давно — 15 января 2009 года. Воздушно судно со 150 пассажирами и 5 членами экипажа на борту совершало полет по маршруту «Нью-Йорк – Сиэтл». Спустя всего 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, в результате чего произошла остановка обоих двигателей. К этому моменту самолет уже успел набрать высоту 975 метров, поэтому у пилотов было время на планирование. Экипаж сумел развернуть самолет и совершить успешную посадку на водную поверхность реки Гудзон напротив 48-ой улицы Манхэттена. Все пассажиры благополучно выбрались на поверхность и были спасены. И хотя некоторые их них получили травмы, приземление на реке Гудзон можно назвать просто чудом, так как все 155 пассажиров остались живы.

Во всех описанных случаях удалось избежать многочисленных жертв именно благодаря мастерству экипажа. К сожалению, все самолеты после таких приземлений больше не вернулись в небо. Как отмечают специалисты, благоприятный исход аварийной посадки на воду зависит от нескольких факторов. Наибольшее значение имеет состояние водной поверхности (наличие волн или преград), тип самого воздушного судна (крупные авиалайнеры посадить на воду легче) и мастерство экипажа. Именно последний фактор является решающим.

Читать еще:  Что такое внематочная беременность

Может ли самолет сесть на воду? Отвечает пилот самолета.

Всем привет и сегодня мы с вами поговорим о том, может ли самолет безопасно приземлиться на воду.

На самом деле это очень сложный вопрос и на все 100% дать ответ сложно. Поэтому просто попробуем узнать что да как.

Изначально очень многое зависит от погоды: ветер, видимость, волнение водоема. Все это в какой-либо мере может помешать посадке на воду, а она и так не проста сама по себе.

На скорости 300 км/ч поверхность воды уже не будет казаться такой мягкой, как обычно. Считается, что посадка на сушу вне аэродрома безопаснее, нежели приводнение. Но что поделать, сегодня не об этом.

Самолет в случае приводнения должен заходить на посадку как можно с меньшей скоростью. Шасси выпускать запрещено, ведь оно помешает касанию поверхности воды.

Нос самолета нельзя поднимать слишком сильно вверх, иначе опасность самолета развалиться становится гораздо выше.

Также важную роль играет и мастерство пилотов.

Им необходимо вовремя сориентироваться и, желательно, встать на курс против ветра, причем при этом всем еще увидеть и направление волн. Садиться необходимо вдоль волны, даже если ветер в этом направлении не встречный. Просто-напросто волны бывают разной высоты и может выйти неприятная ситуация.

Также есть и проблема в том, что после посадки самолет начинает тонуть. У пассажиров есть примерно 30 минут на то, чтобы покинуть воздушное судно.

Необходимо грамотно оценить обстановку за бортом, ведь некоторые двери могут оказаться ниже ватерлинии. Т.е. часть нее будет под водой. Обычно так происходит только с задними дверями. Передние выходы и посередине, таких проблем не имеют, именно поэтому основная эвакуация происходит по ним.

В истории существуют разные примеры посадок на воду, бывают даже видео.

Среди них можно найти, как удачные приводнения, так и не очень.

Все сильно зависит от многих факторов, которые просто невозможно предусмотреть заранее. Однако, все-таки, все экипажи самолетов тренируются приводнению и обучаются тому, как сделать это наиболее безопасным образом.

В своих следующих статьях я думаю рассказать вам немного о том, какие профессии в аэропорту бывают и как это все дело работает. Если вам интересно, то было бы неплохо, если бы вы мне об этом написали сюда:

также можете задать любые свои вопросы.

Желаю вам безопасных полетов 🙂

Если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх, мне очень приятно 🙂

Источники:

http://zen.yandex.com/media/pronauka/avariinaia-posadka-na-vodu-ili-zemliu-chto-opasnee-5dc5b452042363115e302fa7?from=feed&rid=2299976799.483.1574779104145.43861&integration=site_desktop&place=layout

http://travelask.ru/blog/posts/11068-mozhno-li-posadit-passazhirskiy-samolet-na-vodu-realnye-sluc

http://zen.yandex.ru/media/id/5af09608dd248465f4efc85c/5c07e00128c0d600ab18520f

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: