Каков порядок изменения конституции РФ

Порядок изменения Конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):

2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;

3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.

46.166.179.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок внесения изменений в Конституцию РФ

Конституция – это важнейший документ, определяющий форму общественного устройства, гарантии прав и свобод личности, полномочия органов государственной власти.

Внесение изменений в основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории, представляет собой длительный и сложный процесс. Реализовать его возможно только при наличии серьезных оснований и всесторонней поддержке общества и властных структур.

Читать еще:  Какие клички бывают у пиратов

Порядок внесения изменений и пересмотра положений основного закона нашей страны утвержден главой 9 действующей Конституции РФ от 1993 года. Этот процесс также регулируется федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», который был принят 4 марта 1998 года.

Полномочия по внесению изменений в Конституцию РФ

Согласно статье 134 Конституции РФ, инициировать внесение изменений в текст основного закона страны могут только следующие должностные лица и органы государственной власти:

  1. Президент России;
  2. Государственная Дума;
  3. Совет Федерации;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательные органы субъектов РФ;
  6. группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, численность которой составляет не менее одной пятой от их общего количества.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако не все из вышеперечисленных субъектов права могут менять формулировки любых положений. Например, важнейшие главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, определяющие характер государственного строя России, права и свободы граждан, а также порядок изменения текста основного закона, не могут быть пересмотрены Государственной Думой или Советом Федерации.

Если все же $^3/_5$ от общего количества депутатов и сенаторов поддержат предложение о внесении поправок в важнейшие положения основного закона страны, то должно быть специально созвано Конституционное Собрание. Оно либо отклоняет выдвинутое предложение, либо принимает решение о необходимости организации и проведения всенародного референдума по данному вопросу.

Новый проект Конституции РФ, — а в случае изменения основополагающих глав речь идет именно об этом, — направляется Президенту России. При положительной санкции Конституционного суда назначается дата референдума. Решение зависит от населения государства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

А внесение изменений в главы 3-8 основного закона страны не требует всенародного волеизъявления. Поправки в текст этих положений могут быть утверждены соответствующими федеральными законами. Они принимаются Государственной Думой, Советом Федерации и подписываются Президентом России в порядке, предусмотренном для издания конституционных законов.

Процесс внесения поправок в Конституцию РФ

Рассмотрим более подробно процесс внесения поправок в текст 3-8 глав Конституции РФ, не требующий проведения всенародного референдума и принятия нового основного закона страны.

Соответствующие предложения вносятся уполномоченными на это органами власти и должностными лицами в Государственную Думу в качестве законопроектов. Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем – всеми депутатами на пленарном заседании. Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трех чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов.

Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России.

Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. В течение месяца принятая поправка вносится в соответствующую главу Конституции РФ, затем основной закон страны публикуется в новой редакции.

Читать еще:  К чему снится получить подарок

Иной порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, в которой перечисляются названия субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Официальное наименование какой-либо республики, автономного округа, края, области или города федерального значения может быть скорректировано по представлению самого субъекта РФ, такое изменение оформляется в виде федерального закона.

Совсем другое дело, если речь идет о включении в состав России нового региона, пересмотре федеративного устройства нашей страны, формировании новой административно-территориальной единицы. Такие серьезные решения утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением всех процедур, необходимых для принятия конституционного закона.

Изменения, внесенные в Конституцию РФ

С момента принятия действующей Конституции РФ на референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 года, в ее текст было внесено несколько существенных изменений, а также ряд поправок, касающихся названий отдельных регионов.

Президент России в 2008 году инициировал увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет. Вместе с тем, время действия мандата депутата Государственной Думы было продлено с 4 до 5 лет. К тому же, у Правительства РФ появилась новая обязанность – отчитываться о результатах и планах своей работы перед нижней палатой российского парламента.

А в 2014 году также по инициативе Президента РФ в основной закон страны было внесено еще одно изменение: Верховный и Высший арбитражный суды России объединили, образовав единую инстанцию.

Перечислим субъекты РФ, скорректировавшие свои названия с 1993 года:

  1. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;
  2. Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край;
  3. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ сформировали Пермский край;
  4. Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
  5. Чувашская Республика – Чаваш республики изменила свое название на Чувашская Республика – Чувашия;
  6. Республика Калмыкия – Хальмг Тангч стала официально называться Республика Калмыкия;
  7. Ингушская Республика сменила наименование на Республика Ингушетия;
  8. Республика Северная Осетия теперь называется Республика Северная Осетия – Алания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ.
Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно‑правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным «статьей 134» Конституции РФ, в виде проекта закона.
Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.
В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.
Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Читать еще:  Как перестать ненавидеть жизнь

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско‑процессуальным законодательством.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее — на четыре года), а депутаты Госдумы — на пять лет (ранее — на четыре года).
Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.

За предыдущие годы в Конституцию были внесены изменения лишь в связи с укрупнением субъектов федерации, число которых сократилось с 89 до 83.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источники:

http://studopedia.ru/7_163162_poryadok-izmeneniya-konstitutsii-rf.html

http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_konstitucionnogo_prava_v_rossii/poryadok_vneseniya_izmeneniy_v_konstituciyu_rf/

http://ria.ru/20130624/945376891.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector