Какие бывают налоговые преступления
Какие бывают налоговые преступления
Составы налоговых преступлений
Преступления, посягающие на налоговую систему государства.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — это предусмотренное ст. 198 УК противоправное умышленное общественно опасное деяние, состоящее в
непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством является обязательным,
или во включении в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном (особо крупном) размере и подрывающее бюджетную систему государства.
А)уклонение от уплаты налогов с ФЛ
Б)уклонение от уплаты налогов с ЮЛ
В) Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, –
Г) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, –
Общественная опасность преступления заключается в умалении конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, подрывает экономическую безопасность государства.
Статья 198 УК состоит из двух частей, отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой и средней тяжести.
В присоединенном к статье примечании определяются крупный и особо крупный размеры уклонения от уплаты налога (сбора).
Основные объекты преступного посягательства — установленная законом экономическая деятельность; бюджетная система государства.
Предмет посягательства — денежные средства, не направленные в бюджет государства в виде налогов или сборов.
Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия , заключающихся в уклонении физического лица от уплаты налога (сбора) в крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2) размере, которое может быть выражено следующими способами:
а) непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным либо
б) включением в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Крупный размер имеет место в том случае, если сумма неуплаченного налога или сбора за период в пределах трех финансовых лет подряд составила более 100 000 руб., и при этом доля неуплаченных налогов (сборов) превысила 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превысила 300 000 руб.
Крупный размер является конструктивным признаком основного состава преступления.
Единственный квалифицирующий признак закреплен в ч. 2 ст. 198 УК: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица в особо крупном размере.
Особо крупный размер имеет место, если сумма неуплаченного налога или сбора за период в пределах трех финансовых лет подряд составила более 500 000 руб., и при этом доля неуплаченных налогов (сборов) превысила 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превысила 1 500 000 руб.
По законодательной конструкции составы преступления являются формальными . Преступление окончено (составом) в момент фактической неуплаты за соответствующий налогооблагаемый период в срок установленного законодательством налога или сбора в крупном или особо крупном размере.
Действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий, не уплачивающего налоги (сборы) с доходов, полученных в результате такой деятельности, следует квалифицировать по ст. 171 УК ( Незаконное предпринимательство).
Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, на которое согласно законодательству о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов и сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ является обязательным.
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК) отличают от уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК) главным образом по стоимостному критерию преступности содеянного, по субъекту посягательств.
Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговые преступления юридических лиц
Из этой статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.
Налоговый Кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги, взносы и сборы. Уклонение от их уплаты рассматривается как налоговое правонарушение. А уклонение от уплаты в крупных размерах – как преступление, ответственность за которое устанавливает уже не Налоговый Кодекс, а Уголовный. Из статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.
Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база
Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.
Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.
Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.
Уклонение от уплаты налогов
Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:
путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;
путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.
Но не каждое правонарушение, описанное выше, законодательно рассматривается как налоговое преступление. В статье 199 УК РФ это описано как «уклонение, совершённое в крупном размере». Но что это значит?
«Крупный размер» недоимки для юридического лица – это сумма неуплаченных налогов, которая за три последовательных финансовых года превысила пять миллионов рублей. Причём доля неуплаченных налогов должна превышать 25% от суммы налога, которая подлежит к уплате. Но даже если это условие не соблюдено, недоимка в более чем пятнадцать миллионов рублей будет рассматриваться как налоговое преступление.
Есть также понятие «особо крупный размер». Под ним подразумевают сумму, которая за три последовательных финансовых года превысила пятнадцать миллионов рублей. Здесь тоже есть условие: либо доля неуплаченных в бюджет налогов составляет более 50% от суммы, которая подлежит к уплате, либо размер выявленной недоимки превышает сорок пять миллионов рублей.
Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.
Непредставление декларации в налоговый орган
К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.
Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:
на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
кто должен был контролировать этот процесс;
был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.
Пример #1: приговор Серпуховского городского суда Московской области от 2 июня 2011 года по делу № 1-37/2011 и Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 июня 2013 года по делу № 22-6971/2013.
И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.
В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.
Итог: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.
Указание в декларации заведомо ложных сведений
Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.
Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.
Пример #2: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2017 года № 44-Г-60.
В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.
Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.
Итог: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
арест сроком до шести месяцев;
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
То же преступление, совершённое в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору, может иметь такие последствия:
штраф от 200 000 до 500 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
принудительные работы сроком до пяти лет – как с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, так и без такового;
лишение свободы сроком до шести лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Для сравнения: максимальный срок лишения свободы за то же преступление, совершённое физлицом (индивидуальным предпринимателем) – три года (ст. 198 УК РФ).
Важная пометка в ст. 199 УК РФ
Юридическое лицо полностью освобождается от уголовной ответственности в случае, если соблюдаются два критерия:
1. Данное налоговое преступление было совершено им впервые.
2. Полностью выплачена сумма недоимки, пеней и штрафа в соответствии с Налоговым кодексом.
Понятие и виды налоговых преступлений
Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.
Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.
Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.
Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.
Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.
62. Общая характеристика административной ответственности за
нарушения законодательства о налогах и сборах
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности:
· представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
· наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
· применяется компетентными органами и должностными лицами
· состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
· применяемые санкции строго определены законом.
КоАПом предусмотрены следующие правонарушения:
1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
3. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
4. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей.
5. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
6. Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
7. Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
8. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
9. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
10. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).
Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока.
Источники:
http://www.sites.google.com/site/gosekzam/62
http://astral.ru/articles/nalogi/12857/
http://studopedia.ru/6_166549_ponyatie-i-vidi-nalogovih-prestupleniy.html