Как воспринимает Чацкий Репетилова
Характеристика Репетилова в комедии «Горе от ума»
Историческая основа комедии «Горе от ума»
А.С. Грибоедов изобразил в комедии «Горе от ума» нравы московского дворянства начала 19 века. В то время в аристократическом обществе наметился раскол между дворянами, придерживающимися консервативных взглядов, и теми, кто принял идеи декабризма и проповедует идеалы истинной гражданственности и патриотизма. В комедии этот раскол назван борьбой «века нынешнего» с «веком минувшим».
Как образ Репетилова помогает в раскрытии образа Чацкого?
По-настоящему понять значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума» невозможно без обращения к образу Чацкого.
Чацкий выступает в пьесе против «века минувшего» и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. Причем выступает Чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. Он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. Чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. Он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. Время Чацких еще не пришло. Но одиноким он оказался лишь в доме Фамусова. За его пределами у Чацкого есть единомышленники, и победа «века нынешнего» придет позже, но обязательно.
Чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности исторического периода, представленного в комедии, Грибоедов вводит в пьесу «Горе от ума» Репетилова. Этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в России того времени. Репетилов – это карикатурный двойник Чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их. Задача Репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. Задача Чацкого – это общество обличить и исправить.
Значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума»
Как принято в традиции классицизма, героям комедии «Горе от ума» Грибоедов дал говорящие фамилии. Репетилов не исключение. Его фамилия образована от французского слова repeto, что означает «повторяю». Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.
Появляясь на балу у Фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, Репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии Чацкого. Сначала может даже показаться, что Репетилов станет единственным союзником Чацкого в доме Фамусова, ведь он никому не верит, что Чацкий безумен. Репетилов зазывает Чацкого на собрание тайного общества. По его словам, там обсуждаются многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. Становится понятно, что Репетилов состоит в революционном кружке. Но является ли в комедии «Горе от ума» образ Репетилова образом истинного декабриста?
Репетилов изображается Грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. Не случайно поехать с ним Репетилов предлагает сначала Чацкому, а после его отказа Скалозубу. Этому герою все равно, на чьей стороне быть: «века нынешнего» или «века минувшего». Ему все равно, где проводить свое время: на балу или на тайном собрании. Главное для него – быть своим в светском обществе. К тому же сам Репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.
Репетилов не декабрист. Это карикатура на декабриста, карикатура на Чацкого. В пьесе «Горе от ума» характеристика Репетилова имеет значение только в сопоставлении с Чацким. Репетилов – отражение Чацкого и его идей в кривом зеркале.
Между Репетиловым и такими людьми, как Чацкий, огромная пропасть. Репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. Это могло помочь ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.
Таким образом, Репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова Чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. Пустой Репетилов противопоставлен в комедии идеологу Чацкому.
Чацкий и Репетилов (ЕГЭ по литературе)
В списке действующих лиц в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Репетилов стоит предпоследним, перед Петрушкой и «несколькими говорящими слугами». Уже одним этим отмечено его второстепенное место в пьесе. В сюжетной линии он не играет никакой, кажется, роли. «Передовой человек» является в дом Фамусова прямо из Английского клуба, когда бал уже закончен, а главный герой, испил чашу разочарования до дна, понимая, что прошедший день разрушил все его надежды и чаяния.
С какой же целью А. С. Грибоедов вводит в свою пьесу «лишнего человека» Репетилова?
Давно уже отмечено, что Репетилов – сюжетный «двойник» Чацкого, он повторяет всё, что происходит с защитником «века нового».
Судите сами. Чацкий надеется на то, что Софья по-прежнему, как и три года назад, любит его. Но он опоздал.
Девушка предпочла его другому – отцовского секретаря Молчалина, увидев в нём идеального мужчину. Репетилов торопится на бал и опаздывает. Но если для Чацкого его опоздание означает крушение всех его чаяний и надежд, то Репетилова ничуть не волнует, что он приехал лишь к концу вечера.
Чацкий падает, едва появляясь на сцене, – к ногам любимой девушки.
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног, –
каламбурит остроумный герой и с жаром целует руку Софье.
Репетилов, вбегая на крыльцо, «при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется». Своё падение посетитель Английского клуба растолковывает как хорошую примету:
Как будто знал, сюда спешу,
Хвать, об порог задел ногою,
И растянулся во весь рост.
Хорошая примета сбылась: он встретил Чацкого, к которому у него, по его же собственному выражению, «влеченье, род недуга…»
Но если падение Чацкого – это романтический жест, который возвышает влюблённого героя, то в случае с Репетиловым это грубо – комический эффект, делающий героя смешным.
Таким образом, мы видим, что Репетилов – пародийная тень Чацкого. Своей ничтожностью он подчёркивает масштаб личности главного героя. Фамилия Репетилова образована от французского слова, в переводе на русский язык обозначающего «повторять». Комичный персонаж только внешне повторяет Чацкого, а по сути, является его антиподом. Всё, что бывший воспитанник Фамусова выстрадал, Репетилов подхватил у моды. Он восторженно клянётся «приятелю» в преданности. А разочарованный герой, напротив, не скрывает своего презрительного отношения к пустомеле и пустозвону. Репетилов это понимает и занимается самоуничижением:
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.
Желая получить одобрение умного человека, Репетилов с восторгом рассказывает о «шумном заседании» в Английском клубе, с гордостью заявляет о том, что он член тайного общества. Но Чацкий иронично относится к этому сообщению:
Вот меры чрезвычайны,
Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны.
Репетилов не может вразумительно объяснить, по какой причине члены «тайного общества» так кричат и «беснуются» на своих собраниях:
Шумим, братец, шумим.
Он настолько увлечён своей болтовнёй, что не замечает, как исчезают его собеседники: сначала Чацкий, затем скалозуб. «Передовой человек» быстро соглашается с мнением фамусовского общества о том, что Чацкий – сумасшедший.:
Простите, я не знал, что это слишком гласно.
Автор так располагает сцены с двумя героями, что они идут параллельно, повторяя только внешнюю канву. Например, Чацкий произносит свой страстный монолог о французике из Бордо, не замечая, что гости его не слушают, а изображают, как они усердно вальсируют. репетилова тоже никто не слушает. Но если невнимание к персоне «вольнодумца» из Английского клуба происходит из-за его ничтожества, то демонстративное игнорирование Чацкого – следствие страха перед «крамольными» идеями «карбонария».
параллель присутствует и в изображении отъезда героев. Репетилов говорит своему лакею:
Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Ему всё равно, куда ехать, потому что со своей пустой болтовнёй он будет принят везде.
В последних же словах гонимого обществом за инакомыслие Чацкого боль и страдании:
Карету мне, карету!
Ему остаётся только лишь «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок».
Мы видим, что Репетилов введён в четвёртое действие с целью усилить трагичность образа Чацкого, который в сюжетной схеме всё-таки занимает комичное положение влюблённого неудачника. Читатели и зрители убеждаются в том, что главный герой – сильная личность, он из тех, кто один в поле воин, кто бросает вызов безличному обществу. Репетилов – человек толпы, и даже его участие в «тайном обществе» – одна из форм всеобщего безличия.
Таким образом, значение параллели «Чацкий – Репетилов» двояко. С одной стороны, эта параллель возвышает героя по контрасту с ничтожным, пошлым и пустым Репетиловым. С другой стороны, она заметно снижает Чацкого, который отражается в Репетилове, как в кривом зеркале.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Источники:
http://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/repetilov-harakteristika-v-komedii.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=16244
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=53&bookid=189