Как ухаживать за велосипедом
Как ухаживать за велосипедом
Хотите, чтобы ваш велосипед прожил как можно дольше? Для этого за ним нужно правильно ухаживать. Как – мы расскажем в этой статье.
Велосипед, как и любое транспортное средство, имеет свой срок эксплуатации, его элементы изнашиваются и приходят в негодность. Для того, чтобы максимально продлить этот срок, необходимо следить за своим двухколесным другом и вовремя менять изношенные части.
Основными частями, подверженными износу, являются: покрышки, подшипники колёс и каретки, тормоза и трансмиссия (цепь, задние и передние звёзды). Здесь мы научим вас ухаживать за ними правильно.
Покрышки для велосипеда
Для того, чтобы покрышки служили долго, нужно просто ездить по поверхностям, для которых они предназначены. Старайтесь избегать торможения с помощью полной блокировки колеса на твёрдых поверхностях.
Тормоза
Первое правило – вовремя меняйте тормозные колодки. Как узнать, когда пора поставить новые? На велосипеде есть индикатор “wear line” – линия износа колодок.
Второе – следите за натяжением тормозного тросика или давлением жидкости в тормозах. Тормозная ручка при полном нажатии всегда должна блокировать колесо. Если этого не происходит, обращайтесь в мастерскую.
Подшипники
Каждый раз перед использованием велосипеда проверяйте наличие люфта в колёсах –попробуйте пошатать колесо из стороны в сторону, перпендикулярно велосипеду. Если вы чувствуете даже небольшой свободный ход, необходимо срочно его устранить, иначе колесо придёт в негодность. Обратитесь к мастеру либо переберите втулку самостоятельно.
Трансмиссия
Трансмиссия – это совокупность механизмов, соединяющих педали с колесами. Ее основные элементы – цепь, задние и передние звезды (или кассеты). Трансмиссия подвержена наибольшему износу при использовании в грязи, воде и без смазки, потому очень важно вовремя чистить и смазывать цепь.
Чистить трансмиссию необходимо сразу, как только вы заметили грязь. Проведите по цепи пальцем – если он грязный, значит, настало время чистки.
Смазывать цепь необходимо каждые 100 км пути, либо каждый день, если вы ездите по мокрой поверхности или под дождём, либо раз в две недели, если велосипед почти не используется. О том, как проводить чистку и смазку, мы расскажем ниже.
Как чистить велосипед?
Чистка велосипеда занимает от пяти до десяти минут. Прежде чем начать, подготовьте всё необходимое: стойку для велосипеда, ведро воды, две губки-спонж (одну для рамы и колёс, вторую для трансмиссии), обезжириватель, щётку для чистки трансмиссии и скребок велосипедной цепи.
Внимание! Мыть трансмиссию мойкой высокого давления запрещено! Большой напор воды пробивает защиту подшипников и вымывает смазку, что приведет только к большему износу.
Готовы? Установите велосипед на стойку. Если такой нет, можно поставить его на руль и сиденье вверх колёсами. Не забудьте подложить что-то под сиденье и грипсы, чтобы не повредить их.
При помощи губки, воды и обезжиривателя или пены для чистки велосипеда устраните грязь с рамы, колёс и тормозов. Особенно тщательно обработайте обезжиривателем тормозные колодки.
Переключите передачи в крайнее положение. При помощи щётки для чистки трансмиссии устраните всю крупную грязь с передних и задних звёзд.
Теперь смочите губку в обезжиривателе и очистите звёзды от смазки.
Присоедините скребок к велосипедной цепи, наполните его бензином или обезжиривателем и начинайте прокручивать педали против часовой стрелки. Смените бензин или обезжириватель в скребке два-три раза до полного очищения цепи.
Если у вас нет скребка для чистки цепи, вы можете использовать спрей ALL in ONE или проникающую смазку WD-40 для устранения грязи. После данного этапа очистки обязательно пройдитесь по цепи губкой для устранения остатков грязи.
Как смазывать цепь?
Смазка цепи занимает около двух минут. Для смазки цепи вам понадобится стойка, жидкое велосипедное масло в маслёнке, бумага или ткань для очистки.
Внимание! Смазывать можно только чистую цепь! В противном случае, масло с грязью превращаются в абразив – шлифующую смесь – и многократно увеличивают степень износа.
Установите велосипед на стойку. Если стойки нет — переверните велосипед, подложив что-то под седло и грипсы.
Прокручивая педали против часовой стрелки, лейте масло на цепь из маслёнки. Чтобы не израсходовать масло слишком быстро, можно капать по капле на каждое звено цепи. Сделайте два-три полных оборота цепи под маслом.
Теперь, для максимально эффективного проникания смазки в цепь прокручивайте педали против часовой стрелки, одновременно переключая скорости от первой до максимальной и обратно. Цепь будет изгибаться, и масло проникнет внутрь. Сделайте не менее десяти полных оборотов цепи.
Вместо стандартной смазки вы можете использовать смазку-спрей – в таком случае можно пропустить предыдущий пункт.
Завершив смазку, удалите остатки масла снаружи цепи при помощи бумаги или ткани. Цепь должна быть сухой и чистой на ощупь. Вся смазка остаётся внутри.
Относитесь к своему велосипеду бережно, вовремя меняйте изношенные части, регулярно мойте и он прослужит вам очень долго!
Как правильно ухаживать за велосипедом?
7 mins Автор: Михаил Скворцов 272
Велосипед – прекрасный уличный транспорт, который подарит незабываемые ощущения от поездок, прибавит сил и здоровья, а также быстро доставит в нужную географическую точку. Сочетание всех этих прелестей достигается не только продвинутой маркой велосипеда, но и его исправным техническим состоянием.
Периодический осмотр всех основных узлов, своевременная замена вышедших из строя и поддержание в рабочем состоянии уже установленных деталей, а также правильное хранение – все это позволит избежать крупного затратного ремонта и максимально продлит срок службы велосипеда. В этой статье разберем, как ухаживать за велосипедом правильно.
Осмотр технического состояния
Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:
- каждодневных, непосредственно перед поездкой;
- еженедельных;
- ежесезонных.
Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.
Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. Рулевая колонка должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.
Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.
Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:
- проверку регулировки тормозов;
- подтягивание шатунов к каретке;
- проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
- смазку деталей по необходимости.
Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.
От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.
Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.
Обязательная перед и после велосезона:
- втулки на дефекты и неисправности;
- целостность ободьев и спиц;
- на наличие повреждений в звездочках;
- измерение износа цепи.
В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.
Мойка велосипеда, чистка и смазка деталей
Уход за велосипедом – это не только его постоянная проверка, но и обслуживание всех тех деталей, которые находятся в эксплуатации. Наибольшему износу подвержены те механизмы, которые близко контактируют с дорогой:
- втулки колес;
- каретка;
- звезды и переключатели;
- цепь.
Втулки колес нельзя мыть под напором. Нужно избегать прямого попадания туда воды. При мойке велосипеда после грязи и дождя их нужно аккуратно обойти влажной тряпочкой, затем тщательно промазать. Поездки по сухим пыльным дорогам также оказывают воздействие. Смазка высыхает, может набиваться пыль. Поэтому, даже если велосипед не требует мойки, втулки протереть и затем смазать желательно.
- проверка герметичности;
- удаление грязи и песка с оси между шатунами и стаканом;
- нанесение небольшого количества смазки в эти области.
Эта несложная процедура спасет от проникновения грязи в подшипники каретки, что увеличит срок службы узла.
Переключатели должны содержаться в исключительной чистоте. Несмотря на их защищенность от внешних условий, грязь все равно может проникать туда. Чтобы точно быть уверенным в долгой службе устройств, их нужно тоже время от времени протирать чуть влажной тряпочкой.
Уход за велосипедной цепью и звездами – это обязательная процедура, независимо от условий и частоты катаний. Безусловно, вычищать грязь после экстремальных поездок по бездорожью придется чаще, но и простые любители кататься в городе расслабляться на этот счет не должны.
Цепь и звезды моются и смазываются одновременно. При ручной очистке щетками велик придется разобрать. Если же используется цепомойка, разборка не нужна.
И конечно, комплексная мойка, особенно после тех же дождевых поездок. Мойка из-под шланга и, тем более, керхера, требует обязательной смазки всех узлов, где это необходимо:
- рулевая колонка;
- подседельные пружины;
- кареточный узел;
- цепь и звездочки;
- края колесных втулок.
При гайковом закреплении колес после разборки велосипеда можно нанести немного смазки на резьбу оси, чтобы гайки легче закручивались, а сама ось не проворачивалась.
Ухаживать за горным велосипедом – это еще и держать в исправном состоянии амортизаторы. Со временем пружины проседают, демпфер выходит из строя. Также они требуют регулировки. При возникновении неисправностей амортизационной вилки или заднего подвеса лучше обратиться в мастерскую и там устранить проблему.
Правила хранения велосипедов
Хранение – такая же неотъемлемая часть ухода за велосипедом, как и техническое обслуживание. Правильное хранение сводится к следующим пунктам:
- отдельное место;
- чистота;
- отсутствие высокой влажности;
- равномерная температура.
Места хранения могут быть самыми разнообразными: угол, стена, антресоль, гаражное помещение, подсобка. Крайне не рекомендуется держать велосипед на неотапливаемом балконе, даже крытом. Высокая влажность зимой, сухость летом, суточные перепады температур – все это крайне вредно для рамы, колес и механизмов.
Пыль, грязь и, тем более, вода – также очень вредны для велосипеда при длительном хранение. Место, где байк будет пережидать несезонное время, должно содержаться в чистоте. Также стоит выделить хоть немного пространства под велосипед и расположить его так, чтобы не мешал. Если помещение не годится для хранения (например, пыльное или с повышенной влажностью), а других вариантов нет, можно воспользоваться герметичным чехлом.
Исправный велосипед – это залог длительных, приятных и полезных велопрогулок. Регулярные проверки, своевременное обслуживание и правильное хранение позволят не только использовать весь потенциал велосипеда, но и продлить срок его службы.
SportSezon72
Как правильно ухаживать за велосипедом
Велосипедисты часто говорят: «Любишь кататься — люби и…» Нет, не «саночки возить», а «ухаживать за велосипедом». И вполне разумная поговорка. Потому что, если вы прокатитесь по грязной дороге или с большим количеством мусора, то велосипед скорее всего немало повредится и придётся многое там менять. Чтобы велосипед работал качественно, будет разумным проверять его состояние каждый день. Ниже будут рассмотрены задачи, выполнять которые должен уметь любой велосипедист.
Осмотр технического состояния
Осмотры могут быть каждый день (прямо перед началом езды), раз в неделю или раз в сезон.
Важно каждый день проверить руль и тормоза. В тормозах обязательно при воздействии на рычаг должен сразу срабатывать тормоз, а колодки — не износиться. Любая поверхность для торможения (обод, диск) должна поддерживаться в сухости и чистоте.
Если тормоз ножной барабанный, нужно, чтобы он немедленно останавливал колесо при надавливании педалей назад. Для дискового необходима точная регулировка, небольшой зазор и максимально чистая поверхность диска.
Руль должен быть перпендикулярно направлению колеса. Перед началом поездки проверяется, насколько хорошо он прикреплён в колонку. Необходимо настроить руль на комфортную высоту, однако не превышающую ограничительную метку. Рулевую колонку необходимо получше соединить с велосипедной вилкой и качественно смазать.
Каждый раз должен проверяться уровень давления. От накачанности колёс зависит, насколько они удобны и комфортно ли кататься. Желательно точно поддерживать рекомендуемый уровень давления для шины.
Кроме регулировки и проверки тормозов при еженедельной проверке нужно:
- подтягивать шатуны к каретке;
- проверять крепления;
- если нужно, смазывать детали.
От того, насколько хорошо шатуны будут креплены к каретке, зависит точность передачи вращения на звёзды. Наиболее часто так регулируются быстрые шоссейные велосипеды.
Проверяется максимальное крепление руля, колёс, сёдел, тормозов и крыльев. Детали смазываются, потом грязь и лишняя смазка вытираются тряпочкой.
Перед и после велосезона проверяются ещё ободья, спицы, втулки, звёздочки, а также износ цепи.
Мойка велосипеда, чистка и смазка деталей
Велосипед надо не только проверять, но и обслуживать. Сильнее всего изнашиваются постоянно контактирующие с дорогой части: колёсные втулки, каретка, переключатели и звёзды, цепь.
Важно знать, что недопустимо мыть втулки колёс под напором. Нельзя, чтобы проникла вода. Втулки аккуратно обрабатываются чуть влажной тряпочкой. а далее смазываются.
Каретки проверяются на целостность, с оси между шатунами и стаканом удаляются песок и грязь, туда наносится немного смазки.
Эта простая процедура спасёт от попадания грязи в подшипники, так время работы узла будет больше.
Переключатели следует поддерживать максимально чистыми, тоже протирая немного влажной тряпочкой.
Обязательно следует ухаживать и за звёздами и цепью. Их моют, смазывают в одно и то же время. Если это ручная очистка щётками, потребуется разобрать велосипед. Если цепомойка, то не придётся.
И, наконец, полная комплексная мойка, особенно после дождя. Непременно смазать все узлы: рулевая колонка, пружины под сёдлами, кареточный, звёздочки, цепь, краешки втулок у колёс.
И, наконец, очень важно поддерживать в порядке амортизаторы.
Чем смазывать цепь
Чтобы прочищать велосипедную цепь, может подойти специальная техника-машинка, но это дольше и не у всех есть такая машинка и возможность её купить. Вполне допустимо обойтись чисткой обыкновенной тряпкой. Можно намочить тряпку в спирте или керосине и получше протереть цепь, вращая педали. Если есть возможность, то будет отличным вариантом временно полностью снять цепь и поместить в керосиновый раствор.
Для смазывания же цепи в принципе много средств, и каждый велосипедист подыщет себе лучшее. Но наиболее популярная смазка — масло Weldtite. У этого производителя есть и дешёвые варианты, и средства подороже. Лучше не применять для смазки Литол либо Солидол, это чревато тем, что на цепи соберётся ещё больше грязи и пыли — это нам явно не нужно.
А сама смазка крайне простая. Нужно взять или простой шприц, или небольшую бутылочку с горлышком поуже. Ставим на краешек цепи, жидкость заливаем в звенья. Дальше несколько раз прокручиваем педали, чтобы масло пролилось по всей длине цепи, устраняются лишние пятна. Всё, цепь в порядке!
Правила хранения велосипедов
Кроме техобслуживания, своего четырёхколёсного друга важно правильно хранить. Нужно отдельное чистое место без излишней влажности, с ровной температурой.
Такими местами могут оказаться стены, антресоли, углы, подсобки и гаражи. А вот если у вас, скажем, не отапливается балкон, то размещать там велосипед вряд ли стоит признать разумной идеей. На балконе зимой будет слишком влажно, а летом — слишком сухо, а в течение суток не исключено периодическое изменение температуры. Всё это может очень быстро испортить велосипед или как минимум сильно его повредить.
Очевидно, что для велосипеда крайне вредны пыль с грязью, а ещё сильнее вредна вода. Но отчасти против них может помочь герметичный чехол, если уж в более подходящее место велосипед разместить пока не получается.
Уход за звёздочками и тормозами
При движении велосипеда звёзды системы и кассеты периодически попадают в грязь. Но за звёздами системы не слишком сложно ухаживать, достаточно периодической прочистки тряпкой и щёточкой, способной устранять грязь даже с труднодоступных мест. А вот за звёздами кассеты может быть ухаживать потруднее, именно они, например, часто наматывают на себя траву, а её так просто не уберёшь. Лучше всего в крайнем случае целиком снять колесо, а также помогут спицы или верёвочки подлиннее.
Излишне упоминать о важности исправности тормозов, ведь они отвечают за вашу безопасность. Поэтому проблемы с ними должны устраняться как можно более срочно. Если механизм ножной тормозной, то часто обслуживать его не требуется, а вот дисковые или ободные проверяйте как можно чаще. В первую очередь важна степень износа колодок. Если вы часто ездите по плохим дорогам или слишком быстро, то изнашиваться колодки тоже станут крайне быстро. Всегда счищайте грязь с тормозов, так они будут дольше работать, а вам окажется обеспечен максимальный уровень безопасности.
Источники:
http://blog.decathlon.ru/sovety/kak-uhazhivat-za-velosipedom.html
http://velofans.ru/remont/kak-pravilno-uhazhivat-velosipedom