Как продавать инвестиционные продукты

Как продавать инвестиционные продукты

1. Инвестиционные продукты для клиентов Private Banking: какие инвестиционные продукты мы предлагаем, в каких нуждаются, какие не хотят:

  • Уровень риска и доходность;
  • Инвестиции и мифы про них: почему клиенты плохо понимают, чем отличаются инвестиции от вкладов;
  • Игра «Инвестиции: ожидания и риски»: сравнение продуктов.

2. Структура консультирования SCORE по инвестиционному продукту: как понять клиента, сформировать инвестиционный портфель с учетом его ожиданий:

  • Результаты инвестирования;
  • Опыт инвестирования;
  • Варианты допустимые и не интересные;
  • Ограничения клиента и риски;
  • Портфель как способ достигать инвестиционных целей клиента;
  • Проверка всего цикла работы «от входа в актив, до выхода».

3. Начало разговора: как установить контакт с «холодным» или «занятым» клиентом:

  • Слова, открывающие внимание клиента: как захватить внимание;
  • Скрипт или живой диалог с клиентом: как говорить о встрече.

4. Работа с защитами на «входе»: «нет, не надо», «некогда, потом», «зачем», «откуда мой телефон, не звоните мне»:

  • Отработка сопротивления, как снять: «нет, не надо», «некогда, потом», «зачем», «откуда мой телефон, не звоните мне»;
  • Отработка в парах.

5. Выявление целей, мотивов и ожиданий для работы с портфельным предложением:

  • Цели инвестирования;
  • Опыт инвестирования;
  • Наличие продуктов в портфеле;
  • Барьеры в достижение результатов инвестирования;
  • Долгосрочные риски при закрытии позиции.

6. Аргументация по продукту: как убедить, как повлиять:

  • Модель ТАФ для убеждения;
  • Метафора для работы со страхами;
  • Провокация как инструмент выявления «принципиально важных» аргументов.

7. Влияние и убеждение: как найти понятные для клиента мотивы входа в инвестиции:

  • Эмоциональные слова, стратегии убеждения;
  • Работа с эмоциями клиента.

8. Работа с рисками и сомнениями: как снять страхи

  • Валютный риск;
  • Страновой риск;
  • Санкционный риск,
  • И другие.

9. Закрытие сделки: как довести до сделки:

  • Поиск «паззла»: поиск недостающих данных;
  • Отказ как способ закрыть сделку;
  • Прямое предложение;
  • Метафора упущенных возможностей;
  • Рефреминг.

10. Сопровождение сделки и удержание:

  • Развитие отношений с клиентом;
  • Сервис «легче воздуха»: как поддержать клиента», как развивать отношения.

Как обманывают клиентов банков при продаже финансовых продуктов

Продажа одних финансовых продуктов под видом других – это проблема, с которой сталкивается почти каждый десятый клиент банков. Такая практика называется мисселинг, и 90% жалоб потребителей в Банк России на кредитные организации связано именно с ним.

На практике вместо вклада консультант в банке может предложить вам инвестиционное страхование жизни, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды. При этом сотрудник может умалчивать о рисках вложений в альтернативные депозитам продукты, а иногда и вовсе искажать информацию, говоря, что они застрахованы государством. Логика продавцов предельно ясна – они получают дополнительные комиссии, выступая агентами страховых и управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов. А консультанты банков получают бонусы за подобные продажи. Поэтому сотрудники кредитных организаций нацелены продавать много и активно.

До недавнего времени чаще всего под видом вкладов работники банков продавали полисы инвестиционного страхования жизни. Этот продукт продвигался как «вклад с повышенной доходностью». В ход шли любые способы убеждения, например, «ИСЖ выгоднее», «вы заработаете больше», «продукт застрахован, ведь в названии есть слово «страхование»». Иногда консультанты могли просто дать клиенту подписать договор инвестиционного страхования жизни под видом договора вклада. Невнимательные граждане заключали соглашение, полагая, что подписывают договор депозита.

Но 1 апреля вступило в силу указание Банка России, по которому страховщики и их агенты при продаже полисов страхования обязаны предупреждать клиентов об основных рисках этих продуктов. Продавцы должны сообщать клиентам о порядке расчета инвестиционного дохода, об отсутствии гарантий его получения, о порядке возврата денег при досрочном расторжении договоров страхования. Таким образом, теперь продажу полисов ИСЖ регулирует Банк России. Случаев мисселинга в этом сегменте должно стать меньше.

Однако продажа инвестиционных продуктов под видом вкладов остается распространенным явлением. Вместо ИСЖ консультанты активно предлагают вложиться, например, в облигации, уверяя, что эти инвестиции застрахованы государством.

По большому счету, инвестиционные инструменты могут принести больший доход, чем вклад. Так, плюсами инвестирования в облигации являются возможность получения дохода (купонных выплат), который может превышать предлагаемую банками ставку по депозитам, а также ликвидность этих бумаг. Но и риски у них выше, чем по депозиту. Клиенты могут ничего не заработать или потерять сбережения при инвестировании в ценные бумаги. Кроме того, человек не может вернуть вложенные средства до окончания срока действия облигаций. При необходимости он может перепродать облигации на биржевом рынке, но их стоимость на момент перепродажи может оказаться существенно меньше той, за которую они приобретались изначально. У клиентов зачастую наступает разочарование, когда они более внимательно знакомятся с условиями договора.

Многих подводит излишняя доверчивость: клиенты невнимательно читают условия договора, предпочитают верить на слово сотрудникам банков, многих утомляет изучение деталей соглашений. В результате их удается убедить в выгодности альтернативных вкладам продуктов.

Искоренить мисселинг – достаточно трудная задача, культура добросовестных продаж финансовых продуктов в нашей стране только развивается.

Банк России и крупнейшие саморегулируемые организации на финансовом рынке взяли курс на создание этой культуры. Так, в прошлом году ассоциации подписали меморандум «Антимисселинг». Кроме того, Банк России рекомендовал разработать стандарты продаж финансовых продуктов, сейчас над ними работают Ассоциация банков России, Ассоциация российских банков и Всероссийский союз страховщиков.

Стандарты банковских ассоциаций предусматривают, что предоставляемая клиенту информация о продаваемом продукте должна быть достоверной и бесплатной, доступной любому клиенту на равных условиях и в равном объеме. Она должна быть предоставлена в доступной и понятной для клиента форме, без искажений, двусмысленности и использования не знакомых ему терминов. В зависимости от типа финансовых услуг банк должен предоставить потребителю и дополнительную информацию по такому продукту, если она не является коммерческой или иной тайной.

СРО НФА по инициативе регулятора занимается подготовкой требований к скриптам продаж отдельных финансовых продуктов. В них будет указано, что сотрудникам банков можно и нельзя говорить при обслуживании клиентов. Например, при продаже облигаций будет запрещено говорить, что продукт застрахован государством. Кроме того, клиенту будут обязаны раскрыть риски вложений в этот инструмент, в том числе риск потери сбережений. Требования к скриптам продаж финансовых продуктов должны появиться уже во II квартале 2019 г.

Но надо понимать, что стандарты ассоциаций не будут обязательны к исполнению, а требования к скриптам продаж станут внутренними стандартами СРО. Участники рынка смогут выбирать, использовать ли новые правила в своей деятельности. Полагаем, что большинство банков захотят вести честную игру. Однако останутся и те игроки, которые захотят обойти рекомендованные правила. Постепенно таковых будет оставаться все меньше.

Потребителю важно знать, что существует такая практика, как мисселинг. И для клиентов должно действовать общее правило – расспрашивать консультантов обо всех деталях и рисках продуктов, внимательно читать договор. Если вы соглашаетесь оформить любой инвестиционный продукт, нужно понимать, что средства не застрахованы государством. При любых сомнениях всегда лучше отказаться от заключения соглашения. Людям, не готовым даже к малейшему риску и долгосрочному инвестированию, стоит остановить свой выбор на привычных депозитах. Если сотрудник банка ввел вас в заблуждение, вы можете обратиться в службу защиты прав потребителей финансовых услуг при Банке России или с иском в суд.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Как продавать инвестиционные продукты

Самый популярный метод продаж в России — холодные звонки. Он до безобразия малоэффективен практически в любой сфере бизнеса. И он совсем не работает при продаже инвестиционных продуктов. Поэтому, уважаемые финансовые советники, пожалуйста… Хватит!


Что обычно происходит
Я сижу, пью обеденный кофе и никого не трогаю. Неожиданно в мое личное пространство вторгается телефонный звонок. Я поднимаю трубку. Начинается диалог:

— Иван, здравствуйте! Меня зовут Василий Манимейкер, я представляю инвестиционную компанию *****. Хочу предложить вам структурный продукт с высокой доходностью и минимальными рисками. Скажите, пожалуйста, вы инвестируете?

Сейчас я просто сбрасываю звонок и отправляю номер в черный список. Но раньше я был тактичнее и отшивал собеседника мирно.

— Здравствуйте, Василий. Нет, не инвестирую. Поэтому спасибо, но неинтересно.

— Иван, подождите! Дело в том, что у нас есть уникальное предложение с валютной доходностью 100500%. Мы можем с вами встретиться, чтобы я подробно рассказал о нашей компании и об инвестиционных возможностях, которые мы предлагаем? Например, завтра после обеда вам будет удобно?

— Нет, не можем. Я же сказал — мне это не интересно.

— Иван, я вас понимаю. Многие наши клиенты тоже сначала отказывались. Но после того, как мы начали работать, они поняли привлекательность предложений и теперь успешно инвестируют. Давайте все-таки встретимся, и я вам все объясню. Вы сможете подъехать к нам в офис?

— Спасибо за предложение. Всех благ. До свидания.

Пока мой черный список не заполнился, у меня подобный диалог случался раз в квартал. У финансового советника он происходит от двадцати до сорока раз за день. Исход всегда одинаковый — потенциальный клиент шлет финансового советника по известному адресу известной походкой.

И нет, этим занимаются не только левые полулегальные конторы или форекс-брокеры. Но и вполне себя уважающие крупные компании.

Суть проблемы
Подобные звонки очень бесят, но дело не в этом. Я понимаю: пока я не клиент компании, ей плевать на мое эмоциональное состояние и на мое мнение касательно агрессивных методов продаж. К слову, я уважаю агрессивные методы, но только тогда, когда они работают. Дело в том, что в инвестиционном бизнесе они не работают.

  1. Инвестиционный бизнес основан на продаже обещаний. Мы берем деньги инвестора сегодня, чтобы вернуть ему больше денег завтра. При этом мы ничего не гарантируем. Что-то всегда может пойти не так.
  2. Поэтому инвестор хочет доверять нам перед тем, как отдать деньги. И доверять он хочет дважды: как честным людям и как профессиональным управляющим.
  3. Другими словами: инвестор хочет знать, что мы не своруем и не потеряем его капитал. Тогда и только тогда он спокойно его передаст.

Понимаете, в чем суть? В инвестиционной истории именно доверие является главной валютой. Без доверия ничего не работает и ничего не продается.

А теперь, внимание, вопрос: как можно доверять человеку, которого слышишь (даже не видишь) впервые?! Особенно, когда этот человек пытается агрессивно продать инвестиции. Особенно, когда инвестиционная сфера полна мошенников и аферистов всех мастей и размеров.

Ответ — никак. Даже если мы честные, умные, белые и пушистые, то как только мы вторглись в личное пространство незнакомого человека, он автоматически напрягся. Как только мы начали продавать, он ушел в глухую защиту. Если мы продолжим ломиться — то ухудшим ситуацию, а не улучшим ее. И мы точно ничего не продадим подобным образом.

Тогда какой смысл этим заниматься? Тупо тратить ресурсы, потому что так делают все?

Что делать
Прекратить верить в чудеса и заняться делом:

  1. Выбросить холодные звонки из арсенала продаж. Не потому, что они бесят потенциальных клиентов, а потому, что они не работают.
  2. Формировать доверие к бренду. Настроиться на первые результаты, которые появятся через полгода. А скорее всего, через год.
  3. Продавать хорошие инвестиционные продукты. Иначе доверие к бренду бессмысленно: с плохими продуктами не будет повторных продаж и сарафанного радио. Затраты на бренд не окупятся.
  4. Смириться с тем, что это сложно, долго и дорого.

В конце концов, это единственный путь, который обеспечит победу на длинной дистанции.

Источники:

http://tndman.ru/prodazha-investitsionnyh-produktov

http://www.vedomosti.ru/finance/blogs/2019/04/16/799287-obmanivayut-klientov-bankov

http://smart-lab.ru/blog/585784.php

Читать еще:  Почему кошка часто чешет уши
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector