Как отличить искусство от ремесла

Чем творчество отличается от ремесла

Антрополог Маргарет Мид о том, как разные культуры отличают искусство от ремесла.

«Ты кем работаешь?» — «Я музыкант». — «Понятно, а работаешь-то кем?»

Варианты этого не слишком смешного анекдота есть у представителей каждой профессии, которые принято относить к творческим: у художников, фотографов, писателей. В представлении некоторых люди делятся на честных тружеников и бездельников. Что за труд такой — пачкать красками холст да стучать по клавиатуре.

С другой стороны, непонятно, чем отличается настоящий творец, служитель муз, от обычного мастеровитого ремесленника. «Это не искусство!» — едва ли не главный аргумент в современных культурных спорах. Где проходит граница, отделяющая гениального пианиста-самоучку от лабуха в ресторане? Почему одни живописцы выставляются в галереях, а другие десятками продают свои картины в парке?

Антрополог Маргарет Мид, изучавшая детскую психологию и отношения между поколениями в островных племенах, в 1960 написала небольшое эссе под названием «Работа, досуг и творчество». В эссе Мид рассказала о том, где проходит граница между ремеслом и творчеством в разных племенах и предположила, что разница между творчеством и ремеслом заложена в культурном коде. Более того, даже сами понятия «труд» и «досуг» в разных культурах могут означать совершенно разные виды деятельности.

Для начала я хотела бы поднять вопрос о полезности простого разграничения работы и досуга, где работа — это то, что человек вынужден делать, чтобы заработать на хлеб, а досуг — всё, что он делает с оставшимся временем. У каждой хорошо описанной культуры мы находим свой способ классификации деятельности: добродетельный труд и грешная игра; скучная работа в одиночестве и развесёлая, когда ей же (рыболовством, охотой, строительством) можно заниматься сообща; работа, когда трудишься для себя и наслаждение, когда трудишься для богов. Есть столько же видов классификации, сколько и цивилизаций, и каждая из них влияет на место искусства в жизни любой конкретной группы людей

Мид отмечает, что культуры вроде балийской используют одно «грубое короткое слово» для повседневной работы, которую выполняет люди низших слоёв, и другое «элегантное слово» — для того, чем занимаются люди высокого ранга или того, что делается во имя богов. Отголоски такого различия можно найти и в современной европейской культуре, которая разграничивает «чернорабочих» и «белых воротничков», пролетариев и интеллигенцию.

Эхо подобной классификации можно услышать в английском слове amateur (любитель), маркирующем то, что делают люди, не зарабатывая этим на жизнь, низким или испорченным. Балийцы же делают упор не на то, оплачивается деятельность или нет, а на то, кто участвует в ней и при каких обстоятельствах

Исследуя одно из племён, обитавших на острове Манус, Мид обратила внимание на то, что они покупали и продавали артефакты из соседних племен, но сами искусством не занимались. С одной стороны, они были способны оценить предмет искусства. С другой же, сама структура их общества не допускала возможность того, что кто-то из членов племени посвятит свою жизнь и силы деятельности, которая не приносит ощутимой выгоды, вроде рыболовства или воспитания детей.

Приготовление каждодневного обеда — обыденное занятие, но подготовка особых блюд для праздника — творческое. Различие становится зыбким в доме богатого гурмана; пища, изящная для обычных людей, становится для него обыденной. Тогда его повар становится шеф-поваром и художником. Дистанция между коттеджем и замком превращает труд в искусство

Читать еще:  Как вылечить сайт от вирусов

При этом статус художника в обществе (и само наличие такого статуса), по словам Мид, может отличаться даже у рядом живущих племён. Более того, это связано с количеством людей, которые могут заниматься творчеством. Если в племени живёт один художник, то сама уникальность делает его занятие особенным. Если же их много, то их творчество становится тривиальным, превращается в ремесло. И лишь немногие способны выделиться на этом фоне, как выделяется великий пианист на фоне десятков ресторанных музыкантов.

Для одного народа небольшое украшение каждого дверного проема может быть ремеслом, широко практикующимся, возможно, прибыльным, слегка почитаемым. Но в другом племени может быть только один человек, умеющий и желающий расписывать створки для домов своих соседей. Он не ремесленник; он — художник, время от времени создающий что-то новое: новое для самого творца и новое для столпившихся вокруг него соплеменников

С некоторыми выводами Мид можно поспорить, но вот что занятно. Оказывается, со всем своим цивилизационным опытом, со сложно развитой европейской культурой мы так и не смогли внятно ответить на вопрос, которым задаются балийские племена и, видимо, задавались наши предки тысячи лет назад: где же проходит объективная демаркационная линия между настоящим искусством и банальным ремеслом. Точнее, ответ есть, он простой, но ничего не разъясняющий: нет никакой объективной границы. Просто однажды ремесленник умудряется создать что-то настолько удивительное, что соплеменники нарекают его творцом, вручают Нобелевскую премию и включают в школьную программу. Вот и приходится художникам творить и лишь уповать на то, что они действительно делают что-то настоящее.

Как отличить искусство от ремесла?

Часто люди путают понятия «искусство» и «ремесло». В чем же их разница? И как отличить искусство от ремесла?

  1. Введение
  2. Первый аргумент
  3. Второй аргумент
  4. Вывод

Введение

Искусство и ремесло – близкие понятия, однако при тщательном анализе они имеют ряд отличий. Ремесло – это то, чем человек занимается каждый день, его деятельность не отличается индивидуальными особенностями. Искусство – это новаторство, стремление автора обратиться к зрителю, читателю, слушателю, чтобы высказать свою идею и мысль. Искусство предусматривает индивидуально-авторские особенности, которые отличают данную работу от другой. Ремесло таких отличий не предусматривает, оно шаблонно, выражается с помощью большого количества однотипных предметов. Искусство же неповторимо и особенно. Ремесло не способно затронуть душу человека, а искусство направленно именно на это, оно воздействует на внимающего.

Первый аргумент

Н. С. Лесков в своем сказе «Левша» описал образ настоящего мастера своего дела. То, чем занимается Левша, можно назвать ремеслом, однако это не совсем так. Герой вкладывает частичку своей души, когда занимается любимым делом. В то время как другие тульские мастера занимаются царским заказом (подковывают блоху), Левша изготовляет гвоздики для этих подков.

То, что сделали Левша и другие мастера, особенно и оригинально. Героям удалось показать свой талант, на который обратил внимание сам царь. Работа мастеров показала, что русские люди умеют творить не хуже англичан. Здесь уровень творчества выходит на международный уровень. Все это позволяет сказать о том, что дело тульских мастеров – настоящее искусство, которое отличается своей необычностью и идейным содержанием.

Читать еще:  Статут и статус в чем различие

Второй аргумент

Проблему искусства и ремесла поднимает и М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Мастер, который не входил в МАССОЛИТ, по-настоящему творил. У него были авторские замыслы, цели и задумки, которые он хотел отразить в своем романе о Понтии Пилате. Его произведение искусства было оригинальным и новаторским. Члены МАССОЛИТа же не создавали великих произведений. «Грибоедов», который был больше похож на ресторан, чем на место для творчества, принимал бездарных и пустых писателей, которые создавали произведения ради денежной прибыли, а не для выражения своего мировоззрения.

Если творчество Мастера можно назвать настоящим искусством, то работу представителей МАССОЛИТа нельзя назвать даже ремеслом.

Вывод

Таким образом, понятия искусства и ремесла близки по своей области знания, однако они имеют существенные отличия. Важно понимать, чем отличается искусство от ремесла. Человек, создающий искусство, думает о выражении собственного «я», о передаче своего мнения других людям. Его творения интересны, они отличаются от других работ. Ремесло же предусматривает однотипность и шаблонность, стремление к хорошему выполнению своей задачи.

СПАДИЛО.РУ

Введение

Ремесло не является противоположным термином для искусства. Но оно уничижительно по отношению к нему.

Искусство не стоит понимать только как изобразительную деятельность, музыкальный талант или умение писать стихи и прозу. Творческий подход может быть в любой деятельности, сфере, работе. Ремесло же – это то, что приносит деньги. Даже сапожник может быть творцом, а может ремесленником. Выбор за ним. Я думаю, что каждый человек в чем-то гениален. Нужно заниматься лишь тем, к чему лежит душа. А не тем, что приносит больше средств.

Проблема

Ремесленный подход к искусству уничтожает его.

Тезис №1

«В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.»

Аргументация

Наиболее глубоко эта тема раскрыта в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Автор знакомит нас с молодым художником Чартковым. Его трагическая история началась возле магазинчика на Щукинском дворе. Среди выставленных работ, изображавшись людей, пейзажи и «ландшафтики», юноша замечает одну особенную. Он не знает истории этой картины. Но с портрета смотрят живые глаза. Мимика, взгляд, характер героя настолько точно переданы художником, что невозможно оторваться. Вдохновившись работой мастера, молодой человек тратит последний двугривенник и уносит ее домой.

Дома герой узнает, что приходил хозяин квартиры с квартальным, чтобы получить оплату за месяц. Юноша начинает жалеть, что потратил последние деньги на живопись. Бедность угнетает, в его доме даже нет свечей, которые так необходимы по вечерам. Голодная жизнь становится невыносимой.

Герою снится сон, как ростовщик, изображенный на полотне, пересчитывает выручку. Несколько крупных купюр падают. Утром художник находит их дома. Денег хватает на то, что бы безбедно жить какое-то время. Но аппетиты растут. Чем больше средств, тем выше потребности.

Чартков начинает искать клиентов среди богатых людей: купцов, ростовщиков. Но мещан не интересует искусство. Им важно, чтобы их портрет был идеальным. Им хочется выглядеть лучше, чем они есть. И каждый просил, чтобы портретист пририсовал какие-то пошлые детали, которые они считали показателями статуса, ума и красоты. Ради денег Чартков выполнял все эти прихоти. Но совсем забыл об искусстве.

Художник растратил себя по мелочам, выгорел морально. Талант покинул мастера. И всю оставшуюся жизнь на вырученные деньги он скупал чужие работы, казавшиеся гениальными. И уничтожал их. Это свело его с ума.

Читать еще:  Как удивить подругу на день рождения

Вывод

Художник в рассказе Н.В. Гоголя «Портрет» думал лишь о деньгах. В следствии чего утратил чувство прекрасного. Талант покинул героя. Таким образом, литературный пример подтверждает высказывание Д. Дидро.

Тезис №2

«Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв.»

Аргументация

«Когда любишь Искусство, никакие жертвы не тяжелы.» Так О. Генри начинает свою новеллу «Из любви к искусству» о двух молодых людях, влюбленных в творчество и друг в друга. Она – талантливый музыкант, он – начинающий художник.

Молодоженам приходится ютиться в тесной съемной квартирке, но это не уменьшает их счастья. Дилия посещает уроки музыки у именитого маэстро. А Джо курсы живописи, у не менее именитых педагогов. Но деньги имеют свойство заканчиваться. Автор пишет об этом с горькой иронией, заставляя своих героев решать возникшую проблему.

Молодым людям необходимо найти работу. Не ради себя, а ради супруга и любви к Искусству. Оба хотят, чтобы талантливый избранник не прерывал обучение.

Дилия говорит мужу, что учит генеральскую дочь музыке. А Джо, в свою очередь, что продает этюды богатому коллекционеру из заграницы. Истина открывается в конце рассказа. Она на самом деле работает в прачечной. А он трудится в котельной кочегаром.

Вывод

Повесть О. Генри «Из любви к искусству» приводит читателя к выводу, что ради творчества и любви можно совершить любой подвиг. Герои не превратили искусство в ремесло. Они не стали использовать творческий навык для того, чтобы заработать деньги, мелочно растрачивать свой талант. Пошли на тяжелый труд, чтобы учиться и развиваться.

Тезис №3

«Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла.»

Аргументация

М.А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» с горькой иронией поднимает эту тему. Автор показывает всю мелочность и ограниченность членов МАССОЛИТА. Ими движут низменные желания, пошлые идеи. Творчество для них всего лишь нудная работа. Они пишут посредственно, исключительно на заказ.

Иван Бездомный сам понимает, что создает плохие стихи. Но от него не требуют качества. Искусство здесь не в цене. Герои сочиняют на заказ, чтобы получить хороший гонорар, вкусно отобедать в «Грибоедове», покутить и вытребовать поездку «в Ялту на месяц». Приятель Бездомного – Рюхин, поэт более талантливый. Но он не писал для себя, для души. Весь свой талант он угробил на написание политических памфлетов. Само понятие «МАССОЛИТ» говорит о массовости, отсутствии творчества.

Членам союза литераторов противопоставлен Мастер. Этот человек горит, живет своим романом. Тратит все деньги на приобретение книг, необходимых в работе. Только такие «рукописи не горят».

Вывод

Ремесленный промысел может быть искусством. Если мастер горит своим делом, подходит творчески, с энтузиазмом. Но, скажем, труд композитора или писателя может стать лишь ремеслом. Если автор создает массовый продукт, на заказ, лишая его индивидуальности. А сам не испытывает счастья от того, чем занимается.

Заключение

Если тратить «искру божию» таланта на штамповку продукта, лишенного индивидуальности, создавать продукты творческой деятельности по запросу, то живительный источник может иссякнуть. Искусство будет загублено.

Источники:

http://newtonew.com/culture/art-vs-craft

http://obrazovaka.ru/sochinenie/kak-otlichit-iskusstvo-ot-remesla.html

http://spadilo.ru/iskusstvo-i-remeslo-itogovoe-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: