Как определяет цивилизацию Тойнби
Концепция цивилизации Тойнби
раны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации. Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными – это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы. Причиной развития цивилизаций является исторический вызов, понимаемый как внешние препятствия. Этот вызов, предъявляемый цивилизации со стороны другого общества, природно-климатических условий, побуждает и стимулирует цивилизацию к развитию. Идея «вызова-и-ответа» – основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций. С точки зрения Тойнби, развитие цивилизаций есть постоянный процесс «вызовов-и-ответов». Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации. В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова). Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев – словом, в области культуры». Для Тойнби цивилизация – это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала критериев классификации цивилизаций у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными – это религия и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».
Дата добавления: 0000-00-00 00:00:00
Просмотров: 12989
Категория: Философия
Цивилизационная концепция А. Тойнби
Цивилизация – это философско-историческая категория, обозначающая культурное сообщество, длительно и самодостаточно существующее и обладающее выраженным своеобразием.
Сущность концепции Тойнби
А. Тойнби являлся представителем религиозной философии, что отставило свой значительный след в его концепции исторического развития. С точки зрения Тойнби история представляет собой божественное творение, его воля реализуется через человека и его деяния. Мировой закон представляет собой взаимодействие человечества и божественного логоса. Божественное вопрошание воплощается в виде вызова, который он бросает человеку, в ответ человечество предпринимает определенные действия, преодолевая вызов. Через преодоление человек постигает историю, а значит и самого себя. Тем самым конечной целью исторического развития выступает постижение бога через самораскрытие человека.
Ключевым термином, используемым Тойнби в своей концепции, является понятие цивилизации. Данный термин использовали длительное время для того, чтобы подчеркнуть внешние материальные особенности того или иного человеческого сообщества. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» использовал цивилизацию в значении последней завершающей стадии развития культуры. Тойнби использовал ее в совсем новом качестве – в качестве основной единицы истории.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Цивилизация, с точки зрения Тойнби, это общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир.
Цивилизации могут вступать в отношения между собой, формируя экономические, политические, культурные связи. Между ними существует преемственность, в частности, Тойнби прослеживал следующую цепочку: минойская цивилизация – эллинская цивилизация –западная цивилизация. Эта преемственность может возникать в том числе на уровне культурных смыслов.
Цивилизации в своем развитии проходят 4 стадии развития: возникновение, рост, надлом, распад. Цивилизации создаются тогда, когда условия не слишком благоприятные и не слишком тяжелыми. Однако он усматривает действие ряда факторов, как положительных, так и негативных. К негативным он относил силу инерции, которая препятствует развитию человека и задержала развитие человеческой цивилизации примерно на 300 тысяч лет.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
К предпосылкам формирования цивилизации он относит следующее:
- исключительность человека как биологического вида;
- специфичность среды, которая мобилизует человека на развитие;
- противостояние человеческого сообщества внешнему вызову как взаимодействие микрокосма и макрокосма.
Таким образом, от того, насколько успешно цивилизация отвечает на вызов, зависит прогресс общества. Все вызовы Тойнби разделял на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды. Например, возникновению египетской цивилизации способствовал вызов, брошенный природой – иссушение земель и необходимость создания ирригационной системы. В России внешний вызов выражался в постоянном давлении кочевых племен, ответом стало формирование новой социальной организации, которая не только выстояла против кочевников, но и захватила их территории, превратив в крестьянские поля.
Тойнби выделял следующие типы вызовов:
- вызов сурового климата;
- вызов новых земель;
- вызов внешнего давления;
- вызов внешнего ущемления, когда общество направляет свои усилия на выработку свойства, чтобы возместить потерю/нехватку;
- вызов неожиданных ударов со стороны человеческого окружения.
Согласно концепции «вызов-ответ» внутри цивилизации существует элита (креативное меньшинство) и пассивное большинство. Поскольку цивилизация постоянно находится под воздействием внешних вызовов, ее способность существовать и развиваться зависит от меньшинства, т.к. только оно способно дать эффективный ответ на внешний вызов. Пассивное большинство копирует за элитой новые культурные ценности, традиции, формы поведения, которые вводит элита. При этом главным инструментом внедрения креативных идей в пассивные массы выступает религия, поскольку массы не в состоянии осознать и понять всю сложность процесса. При этом
Критерием развития цивилизации и ее роста выступает не совершенствование материальной культуры, а ее самоактуализация и эффективный ответ на внешний вызов. История знает примеры, когда техника совершенствовалась, а цивилизация при этом оставалась статичной, и наоборот.
Типология цивилизаций
Тойнби выделяет 21 цивилизацию. При этом только семь из них относятся к живым сообществам – западная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. Однако почти в каждой из существующих цивилизаций Тойнби усматривал признаки надлома и говорил о начале кризиса. К числу древних цивилизаций он относил минойскую, шумерскую, хеттскую, византийскую, персидскую, вавилонскую, андскую, египетскую, юкатанскую, мексиканскую, а также цивилизацию майя.
Кроме того, Тойнби выделял четыре неродившихся цивилизации, среди них – скандинавскую, а также цивилизации, которые задержались в своем развитии или были остановлены (эскимосы, спартанцы, кочевники и т.д.). Это народы, у которых нет истории. Они имели желание продолжить свое развитие, но оказались не в состоянии, т.к. любое движение означало бы гибель. Эти цивилизации погибли, поскольку все-таки отважились идти дальше или же «окоченели, застыв в неудобной позе».
Гибель цивилизаций
Тойнби считал, что цивилизации приходят к гибели тогда, когда у них заканчивается «жизненный порыв», в результате чего они уже не могут найти адекватный ответ на очередной исторический вызов. Каждая цивилизация сама ведет себя к гибели. Когда теряются силы самосохранения, наступает период кризиса и надлома. Со временем элита превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся систему, она вырождается и не справляется со своими функциями. Она опирается уже не на творчество, а на материальные инструменты власти, прежде всего, на силу оружия и страх. Происходит раскол общества на правящее меньшинство и бесправное большинство. Меньшинство, «попирая все права и вопреки рассудку», пытается силой удержать власть, которой уже не достойно. На границах сообщества формируются силовые отряды, которые усиливают свой внешний напор. Действие внешних и внутренних сил способно разрушить уже ослабленную цивилизацию.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Как определяет цивилизацию Тойнби
Известнейший английский историк XX века Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является основоположником цивилизационного подхода к истории, продуктивность и даже общая целесообразность применения которого вызывает на протяжении всего XX века оживленные дискуссии. Одной из вершин мировой историографии является его многотомная работа «Постижение истории» (1934-1961), которая оказала огромное влияние на мировую историческую, социологическую, философскую мысль, весь комплекс мирового гуманитарного знания. В этой работе ученый доказывал, что непрерывного поступательного движения человечества как некоего абстрактного целого нет, оно заменяется на циклическое развитие отдельных цивилизаций.
В рамках проблематики нашего сайта обратим внимание на следующее:
Анализ исторических взглядов А. Тойнби позволяет сделать вывод о том, что они имеют четко выраженную внутреннюю структуру. В центре внимания ученого – проблема цивилизации как субъекта человеческой истории. Изучив огромный фактический материал, Тойнби делает вывод, что исторический процесс в существенной части можно свести к проблеме зарождения, развития, надлома и гибели цивилизаций. Философия истории Тойнби, как нам кажется, как раз и сводится к одной исходной установке: человеческая история – это история цивилизаций. Выбранный ученым субъективный критерий, безусловно, вызывает возражения. Вместе с тем нельзя не признать научной ценности подобного подхода к истории. На наш взгляд, именно цивилизационный подход в интерпретации Тойнби имеет определённую научную значимость и сохраняет свою актуальность вплоть до настоящего времени.
Надо учитывать, что использование категории «цивилизация» в интерпретации Тойнби имеет свои разумные границы. Рассматривать национальную историю какой-либо страны с этой точки зрения, по его мнению, необоснованно и непродуктивно. Цивилизация, по Тойнби, это нечто большее, чем привычное нам европейское государство-нация. Это, в первую очередь, культурная и духовная общность, имеющая структурирующие компоненты в социальной и экономической сферах. Таким образом, рассмотрение цивилизации как системы – это заслуга и немаловажный вклад этого гениального ученого в общую разработку проблемы цивилизационного подхода.
На основании приведенного выше материала мы делаем вывод, что цивилизация в интерпретации Тойнби – это сложная социальная система, на которую влияет целый ряд обстоятельств. Это структурированная творческим меньшинством (элитой) форма социальной организации, которая реагирует на внутренние и внешние импульсы, пытаясь сохранить при этом свойство внутренней самодетерминации всей системы, «чувство равновесия» и находя баланс между властью над окружением и возможностью внутренней духовной эволюции. Такая установка кажется перспективной и придает цивилизационному подходу к истории осмысленность.
В данном контексте и целесообразно анализировать генезис цивилизаций по Тойнби.
В основе процесса возникновения любой цивилизации – всплеск социальной активности в рамках той или иной человеческой общности, ответ на Вызов, по терминологии Тойнби. Любой социум неоднороден, в нем выделяется правящее меньшинство и пассивное большинство. Правящее меньшинство в лице своих незаурядных представителей выдвигает тот или иной вариант реакции на брошенный окружающей средой вызов, пассивное большинство так или иначе на этот вызов реагируют.
Интерес во всех построениях Тойнби представляет мысль о том, что человеческий социум очень сложная система, и вот эта-то реакция на вызов в границах любого социума резко индивидуальна. Исторические условия (природно-географическая среда, человеческое окружение, традиции и ментальные особенности) приводят к тому, что общество пытается найти состояние равновесия. В этом случае правящее меньшинство действительно составляют наиболее одаренные личности, а пассивное большинство добровольно следует предложенным ему нормам поведения. В основе этого процесса, по Тойнби, – явление мимесиса, т.е. подражания.
Поскольку процесс самодетерминации в рамках разных социумов и созданных на их основе более сложных социальных структур – цивилизаций – резко индивидуален, история человечества носит столь ярко выраженный самобытный характер. Социальные агрегаты людей зарождаются, приобретают сложную внутреннюю структуру, вступают во взаимодействие с окружающей средой и с другими социумами, и все это в оригинальной, неповторимой манере. С этой точки зрения развитие человечества действительно непредсказуемый процесс.
Тойнби показал, что надлом той или иной цивилизации связан с утратой чувства гармонии, т.е. внутреннего равновесия социальной системы. В этом случае правящее меньшинство, т.е. элита общества, утрачивает свойство генерировать свежие идеи и теряет авторитет в глазах остальной массы населения. В рамках цивилизации начинаются сложные процессы внутренней дифференциации, которые приводят к тому, что правящее меньшинство все больше использует в качестве средства управления силу, а пассивное большинство организуется, превращается во внутренний пролетариат (по терминологии Тойнби) и формулирует для себя новые нормативные установки. Кроме того, в результате взаимодействия цивилизации как сложного социального агрегата с окружающими ее примитивными обществами появляется новая социальная сила – внешний пролетариат, который так же оказывает воздействие на состояние всей этой макросистемы. Как правило, разбалансированная цивилизация скатывается до применения открытого насилия, начинается период территориальных захватов. Период социальной стабильности, достигнутой такой ценой, имеет свой предел, и дело заканчивается социальным катаклизмом, приводящим к гибели всей цивилизации. Получается, что период создания могучей империи для любой страны, по Тойнби, это первый признак её распада.
Источники:
http://www.test-uz.ru/articles.php?id=198
http://spravochnick.ru/filosofiya/civilizacionnaya_koncepciya_a_toynbi/
http://psychohistory.ru/articles/civilizational_approach_of_Toynbee_about.html