Как не ошибиться с выбором профессии

Как не ошибиться в выборе профессии

В конце июня выпускники сдадут ЕГЭ, получать заветные аттестаты и будут определяться с выбором ВУЗа и профессии, т.е. будут решать первую серьезную взрослую задачу, с которой сталкиваются старшеклассники — выбор будущей профессии.

Вопрос «Кем мне стать?» задает себе каждый выпускник школы. Самое сложное для старшеклассника понять, что он хочет от профессии, в какой сфере деятельности ему было бы интересно работа, кокой образ жизни он планирует вести, насколько важна для него высокая заработная плата. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на старшеклассника при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение, но безусловно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого старшеклассника. Точка зрения значимых, для молодых людей, лиц (учителей, родителей) на выбор профессии, давление с их стороны исключает свободу выбора профессий и форм образования.

Соответствие и несоответствие экономического, политического, общественного положения молодых людей, выбираемым профессиям, а также их обзорное, поверхностное представление о мире профессий, приводит к ошибочному делению их молодыми людьми на субъективно подходящие и не подходящие. Старшеклассник, оказавшийся в ситуации выбора и давления со стороны близких и значимых лиц, чаще всего не способен найти адекватный выход без специальной психологической помощи. Именно профориентация помогает старшеклассникам сделать правильный выбор, найти ответ на вопрос «Кем быть?».

Основная задача, которую ставит перед собой профориентация, заключается в том, чтобы помочь человеку ответить на три вопроса, так называемые «три кита» профориентации (хочу-могу-надо):

— что хочет человек, выбирая профессию («хочу»);

— что может человек, выбирая профессию («могу»);

— что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

«Хочу» — это те занятия, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то Вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать

«Хочу» часто является ошибочным, так как большинство старшеклассников имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (менеджер, брокер и т. д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку.

Понятие «могу» включает в себя:

— образовательный уровень и качество знаний;

— состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии;

— темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии;

— специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.);

— психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти).

При ответе на вопрос, что может человек, выбирая профессию целесообразно обратиться к специалистам и пройти так называемое профориентационное тестирование. Психолог на встрече со старшеклассником может использовать несколько вариантов работы – это и заполнение несколько диагностических методик с последующей их интерпретацией (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; Опросник профессиональных предпочтений, методика «Мотивы выбора профессии»), и беседа, и написание сочинения.

Понятие «надо» — это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию:

Читать еще:  Как не реагировать на негатив

— о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности;

— об уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда;

— о возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т. д.);

— об особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности.

«Надо» — это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного — невыигрышное начало трудовой карьеры.

К типичным ошибкам, которые совершают старшеклассники при выборе профессии, относятся:

— отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование;

— предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными;

— выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей;

— перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию;

— увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии;

— низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии;

— влияние престижности, популярности профессии;

— несамостоятельность выбора профессии;

— отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;

— устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального);

— неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки);

— незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Учитесь на «чужих» ошибках и делайте правильный выбор!

Как выбрать профессию и не пожалеть: кто и что влияет на выбор абитуриентов

Через это проходит каждый. Выбор профессии. Он определяет, чему человек посвятит будущие 20—30 лет жизни, будет ли любить свою работу и сможет ли достичь в ней желаемых высот. Разберемся, что влияет на этот выбор и какие проблемы мешают самоопределению молодых людей.

Критерии выбора

Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

  1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
  2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
  3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

Родина зовет!

Один из важнейших моментов касается востребованности профессии. Многие ребята выбирают ВУЗ и будущую сферу деятельности из соображений престижа. Периодически возникает мода на тех или иных специалистов («круто быть адвокатом или ТОП-менеджером»). Увы, она не всегда согласуется с запросами государства. И тут важно четко улавливать актуальные тенденции.

В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

В 90-х грянул кризис. Началась Перестройка. Большинство строек было «заморожено». Востребованные когда-то инженеры оказались не у дел. Чтобы хоть как-то себя прокормить, люди занялись бизнесом. Возникла острая потребность в юристах и экономистах. Поменялись приоритеты в образовании.

Читать еще:  Как называются числа при вычитании

В 10-х годах XXI века Россия столкнулась с санкциями. Государство перестало получать импортную технику. Тогда страна переориентировалась на развитие собственной добывающей и перерабатывающей отрасли, машино- и приборостроения. Опять возникла потребность в грамотных инженерах. Спрос на «модных» юристов и экономистов упал. Многие люди с дипломами остались без работы.

Вот так, в зависимости от развития экономики и общества падает либо растет спрос на тех или иных специалистов. Чтобы быть «в теме» и выбрать для себя актуальную, востребованную профессию, нужно отслеживать эти моменты.

Чего я хочу сам?

То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.

Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

Кто влияет на выбор школьников

В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.

Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:

Как не ошибиться с выбором профессии: 12 заблуждений

Как не ошибиться с профессией? Согласитесь, вопрос более чем актуальный. И педагог-психолог Дома детства и юношества Екатерина Стригулина поможет на него ответить!

Мы запустили серию публикаций, в которых Екатерина Юрьевна рассказывает, на что важно обратить внимание. В первом выпуске https://кировский.екатеринбург.рф/novosti/107004 мы озвучили три главных вопросах, которые должен задать себе старшеклассник, приступающий к выбору профессии. Сегодня поговорим о типичных ошибках, которые совершают молодые люди, определяющие свой профессиональный путь.

Ошибка № 1
Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.
Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. Существуют другие варианты построения карьеры: школа — учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы — среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) — ВУЗ. При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить какую-либо специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».

Читать еще:  К чему снится мерить одежду

Ошибка № 2
Предрассудки.
В определённых кругах некоторые профессии и занятия могут считаться недостойными и даже неприличными («Ну что это за профессия – парикмахер, водитель и т.д. ») По факту «все профессии важны, все профессии нужны».

Ошибка № 3
Выбор профессии «за компанию».
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно имеет значение, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор — это свободный и личный выбор.

Ошибка № 4
Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
Нельзя выбирать или не выбирать профес¬сию только потому, что вам нравится, либо не нравится чело¬век, который занимается данным видом деятельности.
К примеру, очарованность учителем химии не означает, что вам нравится химия сама по себе.

Ошибка № 5
Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
Часто у старшеклассников поверхностные представления о профессии – они не знают всей специфики. Например, для девочек очень привлекательна профессия косметолога: «сижу в чистом кабинете в белом халате, использую в работе ароматные косметические средства и т.д.». Но, чтобы работать косметологом, нужно, во-первых, иметь медицинское образование; во-вторых, решать «проблемы» клиента, которые не всегда эстетически приятны; в-третьих, быть готовым постоянно обучаться, идти в ногу с индустрией красоты и т.п.

Ошибка № 6
Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии.
Сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. Выбирая специальность, стоит задуматься, насколько легко будет потом трудоустроиться.

Ошибка № 7
Ориентация на престижность.
Как правило, профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определённый образ, стиль жизни, возможность получить определённый статус в обществе.
Однако, приступая к выбору будущей профессии, старшекласснику нужно понимать, что престижность профессии не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда.

Ошибка № 8
Несамостоятельность выбора профессии.
Иногда взрослые (родители, педагоги), руководствуясь благими намерениями, оказывают выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за его выбор. Родителям кажется, что они сделают этот выбор лучше – у них больше знаний, жизненного опыта. Безусловно, не стоит пренебрегать мнением людей старшего поколения и их опытом, но в то же время нельзя забывать о том, что это не единственный фактор выбора.

Ошибка № 9
Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод и т.д. При выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии стоят за школьным предметом.

Ошибка № 10
Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника.

Ошибка № 11
Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки).
Выбрать профессию самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. Полезными также могут оказаться психологические тесты.

Ошибка № 12
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Некоторые профессии могут усугубить имеющиеся проблемы со здоровьем.
В следующем выпуске мы расскажем о том, какие навыки будут востребованы у специалистов к 2030 году.

Источники:

http://www.b17.ru/article/kak_ne_oshibitsy_v_vybore_professii/

http://examscenter.ru/blog/kak-vybrat-professiyu-i-ne-pozhalet-kto-chto-vliyaet-na-vybor-abiturientov

http://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/oshibitsya-s-viborom-professii-12/79866738/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector