Как научиться говорить диафрагмой

Механизмы и приёмы изменения громкости звука и глубины голоса

Изменение громкости и глубины голоса достигается тренировками.

Сила звука – величина объективная, это – амплитуда звуковой волны. Сила голоса зависит от мощности воздушной струи, направленной через голосовые складки и, соответственно, размаха их колебаний, а также от деятельности резонаторов.

Громкость – понятие субъективное, это то, что мы слышим. Громкость голоса зависит от его силы.

Сила голоса у разных людей различна. У одних – голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос – слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое использование такого голоса может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.

Громкость – это управляемое качество голоса. Её можно и нужно уметь менять в зависимости от обстоятельств общения. Гибким изменением громкости голоса можно достигнуть выразительности речи, её разнообразия, большей адекватности конкретной ситуации общения. При большем наполнении лёгких воздухом и при большей интенсивности выдоха получается и более громкий голос. Однако голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости верхних дыхательных путей – глотки, рта и носа, а также лобная и гайморова пазухи, которые являются усилителями голоса. У оперных певцов сильный голос, но опытный певец добивается громкого звучания не путем усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.

Если вы всегда говорите тихо, то будете производить впечатление застенчивого человека. Кроме того, беседующие с вами люди будут уставать и раздражаться, так как им придется напрягаться, чтобы вас расслышать. Часто люди говорят очень тихо, почти шёпотом, даже в шумном месте, но это часто говорит не о скромности человека или слабости его голосовых связок, а о неумелом использовании речевого дыхания и голосовых резонаторов.

Сила звука в небольшой степени связана с сократительной способностью гладкой мускулатуры бронхов, а, в основном, зависит от работы дыхательных мышц, участвующих в актах выдоха, внутренних межрёберных мышц и, конечно, мышц брюшного пресса. Поэтому, для лёгкого сознательного регулирования громкости необходимо иметь эластичные, без участков хронического напряжения, мышцы выдоха.

Упражнение 1.

Обратите сейчас внимание на плавность своего выдоха. Положите руку на грудную клетку и внимательно следите за её расширением и сокращением во время дыхания. При нормальном дыхании грудная клетка должна плавно раздвигаться во все стороны во время вдоха и так же плавно возвращаться в исходное положение с выдохом. Замечаете ли вы хотя бы небольшие прерывания плавности движения? Положите теперь руку на живот и проверьте, плавно ли движется с вдохом и выдохом ваш живот. Обратите внимание, где происходят перерывы плавности. Подумайте, что можно сделать, чтобы их сгладить.

Красивый глубокий голос получается при брюшном дыхании, когда активно сокращается диафрагма. Диафрагма – это тонкая куполообразная мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена к нижним рёбрам и к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается куполом кверху, при вдохе купол уплощается и опускается, увеличивая объём грудной полости, когда лёгкие наполняются воздухом. Лучше почувствовать работу диафрагмы вам поможет аудиозапись «Брюшное дыхание и движение поясницы».

Если работает диафрагма, голос получается более сильным. Для увеличения громкости важны также мышцы брюшного пресса, с их помощью можно сделать исходящий звук максимально громким.

Читать еще:  Чем отличается мэр от губернатора

Упражнение 2.

Почувствуйте, как могут работать эти мышцы выдоха: меняя усилие и скорость, втягивайте живот внутрь, заставляя тем самым подниматься диафрагму и выталкивать воздух наружу. Добавьте звук. Если вы хорошо потренировались, звук может получиться почти трубным. Тренируясь таким образом, вы можете научиться не только издавать очень громкие звуки, но и регулировать громкость и делать это легко. Обратите также внимание, если ваш голос кажется вам слишком тихим, нет ли мышечных зажимов в резонирующих голос полостях глотки и рта.

Некоторые люди, наоборот, привыкли всегда говорить с использованием диафрагмы (такой голос называется грудным) и не умеют говорить тихо. Слишком громкая речь или же речь, громкость которой постоянно находится на одном и том же уровне, создают впечатление надменности, человек кажется нечувствительным к реакции окружающих. Контролируемое снижение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашим словам – это хороший способ привлечения внимания. Почувствовав работу брюшных мышц и диафрагмы, можно научиться уменьшать силу звука. Также уменьшить громкость звука можно небольшим прижимом ротоглотки в сторону полости рта.

РАЗГОВОР С ДИАФРАГМОЙ

Великий Станиславский однажды сказал: “Слово — что, голос — как”. Красивый, ласкающий слух голос, который завораживает и привлекает, сейчас большая редкость. Чаще всего наш собеседник не заливается соловьем, а хрипит, пищит или сипит. “О чем он говорит? Не понять”, — недоуменно пожимаем плечами. А удивляться нечему: в России у 80% людей речевой профессии неполадки с голосом.

— Надеюсь, у меня таких проблем нет? — с надеждой спрашиваю у Бориса Андрианова, врача-фониатра клинической больницы №83.

— Давайте-ка посмотрим ваши связки, — предложил он. — Ну вот, я так и думал! У вас гипотонусная дисфония — связки не до конца смыкаются. Отсюда — напряжение, неустойчивость и фальцетное звучание голоса. Запустите голос, потом хлопот не оберетесь!

Мутация голоса у подростков в период полового созревания не удивляет никого. Но одно дело — голос мужает, и совсем другое, когда хрипят и сипят взрослые тети и дяди. Причин может быть несколько, и прежде всего — простуда, инфекция или аллергия. Народная молва в этом случае советует просто перейти на шепот. Мол, связки отдохнут, и все придет в норму.

— Да вы что! Шептать простуженным голосом нельзя! — наставляет Борис Павлович. — Связки же в два раза больше напрягаются! Надо вообще замолчать и разучиться говорить на два-три дня, а окружающим писать письма. Полечитесь дома: пейте теплое молоко с инжиром, минеральной водой, заваривайте шалфей или мяту.

Но чаще всего “голосовой больной” продолжает через силу выдавливать из себя звуки, все больше напрягая и без того измученные голосовые связки. И зарабатывает их прочное несмыкание. Со временем на связках лопаются сосуды, образуются маленькие узелки и полипы. В принципе ничего страшного в этом нет. Врачи относят эти полипы к доброкачественным опухолям, но все равно их приходится удалять хирургическим путем.

Впрочем, иногда люди теряют голос, даже не открывая рта. Как-то на прием к Андрианову пришла молоденькая секретарша. Смущенно поведала: по телефону разговаривает мало, но к концу рабочего дня теряет голос. Оказалось, она целый день печатает на компьютере. И все, что пишет, проговаривает про себя. Связки работают на полном пределе, и голос садится. Подобные случаи давно известны фониатрам и называются “эффектом музыкальных руководителей”. Музыкальные педагоги, желая помочь ученику, берут ноту, на которую диапазон их голоса не рассчитан.

Читать еще:  Почему от холода люди дрожат

Но больше всего от голосовых проблем страдают учителя. Факт общеизвестный, тем не менее ни в педагогических училищах, ни в вузах учителям почему-то голос не ставят. Чуть больше везет только студентам филфака, которые на занятиях по фонетике разучивают чистоговорки, скороговорки, выполняют упражнения на дыхание. Другие же дипломированные специалисты, прощаясь с альма-матер, знать не знают, как уберечь себя от голосовых перегрузок.

За рубежом же картина совсем другая. В Дании, например, подростку, если он выбирает “многоговорящую” профессию, ставят голос уже с 14 лет. Там это так же обязательно, как обучение иностранным языкам и компьютеру.

— Видели когда-нибудь рентгенограмму легких? — спрашивает Борис Павлович. — Темный квадрат — это легкие, посередине — сердце. Все вместе имеет форму колокола. Так вот, для того чтобы не было проблем с голосом, надо этот колокол заставить звучать!

И без фониатра здесь не обойтись. Система постановки голоса состоит из двух частей. С одной стороны — это тренировка мышц гортани, которые изнашиваются так же, как мышцы на лице и руках. С другой, голос — озвученный выдох. Поэтому клиента учат еще и правильно дышать “на диафрагме”, чтобы фразы были плавные и завершенные.

Рассказывают, что лет сорок назад кафедрой оториноларингологии (“ото” — ухо, “рино” — нос, “ларинго” — горло) 2-го медицинского института заведовал известный ученый Борис Преображенский. Однажды, когда аспирант заговорил дрожащим и срывающимся голосом, профессор не выдержал и воскликнул: “Доктор, говорите на диафрагме!”. С тех пор эта фраза стала девизом многих пациентов ЛОР-отделения.

Если голос хорошо поставлен, человек говорит, не напрягая голосовые мышцы. И в зависимости от ситуации может поменять не только интонацию, но и тембр. Прямо как одежду. Один тон — для домашних, второй — для подчиненных, третий — для общения с начальством. Скажем, у лектора фальцет, который звучит несильно и мягко. Читать лекцию таким голосом в огромной аудитории с неугомонными студентами он долго не сможет. Разумнее “включить” рабочий голос, т.е. выпрямиться, расслабить шею, задышать на диафрагме и сделать голос на четверть тона ниже. Речь сразу польется легко и свободно, почти нараспев.

Голос можно сделать и командным, убеждающим. Говорят, что густой бас Михаила Касьянова — результат хорошей постановки голоса. С помощью своего баса премьер ловко прибавляет себе очки, заставляя зрителей прильнуть к экранам телевизоров. На такой голос не захочешь, а среагируешь.

Ну а самые “естественные” и частые клиенты фониатров — транссексуалы. За три-четыре месяца упражнений мужской голос превращается в женский. К тому же новоиспеченные представительницы прекрасного пола просят сделать голос более бархатистым, томным и сексуальным. Ну как тут обойтись без душки-фониатра?

В Москве такое удовольствие, как красивый голос, стоит немало. В среднем, у частных фониатров, 250 рублей за 15-минутное занятие. Хотя можно поставить голос и бесплатно — в государственных учреждениях. Например, в Центре патологии и нейрореабилитации речи. Фониатрические службы есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске, Мурманске, Астрахани, Курске и в других регионах страны. В любом случае, прислушиваясь к голосу разума, стоит позаботиться о своем природном музыкальном инструменте. Ведь это не только ваше здоровье, но и часть имиджа, которая помогает добиться успеха в карьере и личной жизни.

Читать еще:  Что означает полумесяц у мусульман

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №66 от 22 августа 1998

Как научиться говорить диафрагмой

Войти

Диафрагма – “мотор” для нашего голоса

На прилагаемом рисунке изображена диафрагма. Эта необычная с виду часть тела является своеобразным мотором, который приводит в действие наш голос. Диафрагма двигается вверх и вниз в течение всей вашей жизни, причем без всякого мысленного вмешательства в этот процесс. Это бессознательное действие сохраняет нас в живых 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для обычного дыхания и разговорной речи нам нет необходимости как-то специально управлять этим процессом. Но когда мы хотим заниматься пением, необходимо вмешаться и взять этот процесс под свой контроль.

Когда мы говорим, мы дышим очень неглубоко и поверхностно, вдыхая воздух в верхние отделы легких. Нам не нужно много воздуха для того, чтобы говорить, поскольку мы говорим достаточно короткими, отрывистыми словами и фразами. В то же время, пение – это пролонгированная (растянутая во времени) речь и нам нужно такое же пролонгированное дыхание. Управлять вдохами и выдохами во время пения вроде бы несложно, но в то же время существует несколько чрезвычайно важных ключевых моментов.

Когда-то, в один из моментов нашего детства, нас научили дышать неправильно. Может это был врач, который приложил стетоскоп к вашей груди и сказал: “Теперь сделай глубокий вдох”. И мы думали, что должны вдыхать прямо туда, где этот прохладный инструмент прикасался к коже, и делали глубокий вдох в грудь. Или, возможно, когда мы задували свечи в день рождения и принимали специальную позу для того, чтобы сфотографироваться. Изображали, что мы дуем изо всех сил – высоко поднимая плечи и до предела надувая грудь. Так или иначе, мы сбились с верного пути, забыли ту правильную техники дыхания, которой обладали в детстве. В сущности, мы должны вернуться обратно в детство… Да! Передайте мороженое, пожалуйста!

Чтобы переучиться дышать правильно, используя брюшной или “диафрагмальный” тип дыхания, потребуется не так много времени, и совсем скоро вы освоитесь с этим. Многие преподаватели поют дифирамбы “диафрагмальному” (какой каламбур, не правда ли?) дыханию, но действительно ли вы понимаете, что это значит? Я помню, что не понимал этого, когда только начинал серьезно заниматься пением.

Итак, для чего же необходимо избегать грудного дыхания или поднимания плечей во время дыхания? Полностью вдыхая воздух только в верхнюю переднюю часть груди и поднимая при этом плечи, вы не даете легким заполниться воздухом до конца, что вызывает излишнее мышечное напряжение в области шеи и, соответственно, напряжение в самом голосе. Вдыхание в грудь подобно заполнению бензобака вашего автомобиля всего лишь на треть от общего объема. Когда вы вдыхаете, задействуя при этом диафрагму, вы заполняете воздухом две трети ваших легких (или, по-другому, ⅔ объема вашего бензобака). Какой тип дыхания представляется лучшим для пения всю ночь напролет? Другими словами, что лучше – автомобиль, который едет на остатках бензина или автомобиль с полным баком? Ответ очевиден.

Кевин Ричардз, преподаватель, основатель школы рок-вокала в г.Нью-Йорк

Источники:

http://sam-sebe-apteka.ru/36-golos-i-rech/186-izmenenie-gromkosti-golosa

http://www.mk.ru/editions/daily/article/2002/11/18/131137-razgovor-s-diafragmoy.html

http://bilboleggins.livejournal.com/4555.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: