Как наказывать ребенка в 3 года
Адекватное наказание: как правильно наказывать ребенка?
Наказание за непослушание является неотъемлемым элементом любого воспитательного процесса. Но чтобы оно дало положительные результаты и не навредило ребенку, родители должны знать, как правильно применять дисциплинарные меры в отношении провинившегося.
Чтобы наказание дало желаемый результат, действуйте последовательно и твердо. Если вы запретили малышу сегодня смотреть мультики или играть за компьютером, то обязательно выполните это. Не идите на поводу у ребенка, просящего смягчить запрет, не поддавайтесь слабости.
Установление границ дозволенного.
Ребенок должен четко и ясно знать, что можно делать, а что нельзя. С раннего детства обозначьте границы дозволенного поведения и следите, чтобы они не нарушались. Здесь также важна последовательность. Правила не должны меняться день ото дня. Например, если вы объяснили малышу, что бить других детей, взрослых и животных нельзя, он должен понимать, что этого нельзя делать никогда.
Дисциплинарные меры по своей строгости всегда должны соответствовать провинности. За небольшие шалости можно строго объяснить, что так вести себя нельзя. За проступок, совершенный впервые, можно не наказывать, ограничившись предупреждением на будущее. А вот за неоднократные целенаправленные нарушения запретов и правил поведения следует наказывать.
Установление временных рамок.
Наказывая малыша, обязательно сообщите ему, в течение какого времени будут длится санкции. Допустим, за какую-то провинность вы решили запретить ему гулять на детской площадке. Определите срок запрета – например, два дня. Соблюдайте этот срок – ни больше, ни меньше. Не вводите слишком долгие наказания (например, две недели запрета): дети быстро забывают о случившемся, и связь между проступком и штрафными мерами теряется.
Не повышайте голос, говорите спокойно, но твердо. Если вы будете постоянно кричать на малыша, вскоре ваш крик утратит свою значимость для него.
Согласование наказания с другими членами семьи.
Если вы наказали ребенка, то ваш супруг или супруга и другие члены семьи также должны придерживаться этого. В противном случае, малыш начнет манипулировать взрослыми, зная, что один из них может отменить запрет, введенный другим.
Прежде чем ругать и наказывать сына или дочь за плохое поведение, посмотрите, а соблюдаете ли вы сами те правила, которым учите его. Ваши слова должны подкрепляться личным примером.
Поощрение за хорошие поступки.
Наказание за провинности – это только часть воспитательного процесса. Другая, не менее важная его часть, – поощрение хорошего поведения. Не забывайте хвалить малыша за то, что он делает хорошо, чаще целуйте и обнимайте его, говорите о том, что любите его.
Соответствие наказания возрасту и темпераменту.
Выбирайте дисциплинарные меры, ориентируясь на возраст. Наказание для маленького ребенка и школьника будет разным. Также важно учитывать темперамент и личностные особенности. Например, меланхолик более чувствительный и ранимый, а с холериком можно быть более строгим.
Не стоит наказывать малыша за то, что он сделал ненамеренно (например, разбил тарелку или перевернул ведро с водой), особенно, если он и сам раскаивается в содеянном.
Оптимальные виды наказаний
В каждой семье вопрос дисциплинарного воздействия решается индивидуально. Однако, при любых обстоятельствах недопустимыми методами наказания являются физическое и моральное насилие или полное игнорирование ребенка.
К адекватным воспитательным мерам, которыми могут воспользоваться родители, являются:
Лишение удовольствий. Можно лишать ребенка различных приятных вещей (компьютерных игр, встреч с друзьями, прогулок, просмотра телевизора), но ни в коем случае не базовых потребностей (еды, сна).
«Исправительные» работы. Провинность можно искупить трудом. Например, если малыш разбросал вещи по квартире – значит его задача собрать их обратно и аккуратно сложить на место. Применяя этот метод, важно не вызвать у ребенка негативного отношения к труду, поэтому лучше приучать к этому с раннего детства и в игровой форме.
Личное извинение. Если ребенок кого-то обидел (ударил, толкнул, отнял игрушку), он обязан попросить прощения. Тем самым он не просто искупает свою вину, но и развивает в себе ответственность за свои поступки. Помимо самого факта извинения, родителям необходимо спокойно донести ребёнку, почему так следует поступать.
Проверка на собственном опыте. Если малыш не желает слушать ваши запреты, предложите ему на личном опыте убедиться, что они не беспочвенны. Например, можно разрешить ему осторожно потрогать горячий чайник или уколоться иголкой. Но здесь тоже нужно соблюдать пределы разумного, чтобы не нанести ребенку вред. Например, не стоит ему предлагать совать пальцы в розетку или гладить незнакомую собаку.
Примеры сказочных героев. Чтобы ребенок лучше усвоил правила поведения и возможное наказание за непослушание, читайте ему сказки и рассказы, в которых герои сталкиваются с подобными проблемами. Обязательно обсуждайте прочитанное с малышом, чтобы убедиться, что мораль повествования ему ясна.
Воспитывая ребенка, невозможно избежать наказаний. Но если правильно подбирать и осуществлять дисциплинарное воздействие, то положительный результат не заставит себя ждать.
Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook
Можно ли наказывать детей: советы родителям детей от года до трех
На этот вопрос «Летидору» отвечает Елена Первухина, психолог, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.
Давайте представим, что ваш начальник на работе сегодня не в духе и вы попались ему под горячую руку. Объяснять ему что-либо было бесполезно, поэтому он отчитал вас «по всем статьям», и вы остались без премии, с новой незапланированной работой.
Какие чувства вы испытываете? Что вам хочется сделать с начальником? Не стесняйтесь в выражениях. Вы злитесь на него, вы понимаете, что он несправедлив! Хочется отправить его туда, где «раки зимуют»!
Если бы такое поведение начальника происходило регулярно, вы бы думали о том, что надо искать новую работу.
Новую работу найти можно, а новых родителей — нельзя. Теперь представьте, что чувствует ребенок, когда его наказывают.
Он полностью беззащитен, он не может оппонировать, он не может ничего объяснить, он чувствует тотальную несправедливость.
Запомните: дети в таком возрасте никогда не делают плохо назло. Дети хотят жить в мире и дружбе со своими взрослыми. Дети хотят, чтобы их потребности удовлетворялись.
Основные потребности ребенка до 3 лет — любовь, безопасность и внимание. Когда ребенок этого не получает, он начинает вести себя «плохо»: может начать капризничать, устраивать истерики, все делать наоборот.
«Лечить» плохое поведение ребенка можно только любовью. Начал ребенок плохо себя вести — звоночек для родителя: «мама, обрати внимание, мне тебя не хватает, мама побудь со мной, покажи мне, расскажи мне, обними меня, отвлеки меня».
Какую цель преследует родитель, наказывая малыша? Чтобы ребенок понял, что ТАКОЕ поведение родителя не устраивает. ТАК себя нельзя вести. Родитель хочет, чтобы у ребенка сформировались причинно-следственные связи. Например, малыш кусает маму. Мама бьет малыша по губам, чтобы он понял, что так делать нельзя. Но такое поведение мамы не работает.
Ребенок до 3 лет не может устанавливать эти связи, его мозг пока просто к этому не готов:
Поэтому единственный и верный путь к взаимопониманию со своим ребенком — всегда с ним договариваться, всегда объяснять словами, что происходит.
Что будет, если наказывать малыша в таком возрасте
Наказывая ребенка, родитель его запугивает. В таком общении нет доверия, малыш просто боится взрослого — и, пока он маленький, он будет его слушать (хотя и не всегда).
Чем старше становится ребенок, тем шире пропасть между ним и родителем. Убрать ее с каждым годом будет все сложнее и сложнее. Ребенок обозлится, разочаруется в людях, закроется, достучаться до его души будет сложно.
Плохим поведением ребенок сообщает вам загадку, которую вы должны отгадать, сделать какое-то действие со своей стороны.
Если ваш ход мысли был верен — поведение малыша изменится в лучшую сторону.
Как договориться с маленьким ребенком
Будьте на стороне ребенка, смотрите на него, думайте, как он. Задавайте себе вопросы, прежде чем наказать его: «Что сейчас происходит?
Вот три совета, которые помогут найти общий язык с малышом:
1. Дети до 3 лет легко отвлекаются. Если ребенок плачет, капризничает, скажите ему: «Смотри, какая полетела бабочка, я никогда такую не видела, бежим скорей посмотрим, что за крылышки у нее. Ой, а что кушает бабочка, как ты думаешь? Может, молочко или печенье, как ты?»
2. Разговаривайте с ребенком, присев на колени, чтобы ваши глаза были наравне с малышом, обнимите его и скажите простыми словами, что вы хотите от него.
3. Говорите, объясняйте ребенку, что с ним происходит. Например, «Ты злишься на маму, мама зовет тебя домой, а ты хочешь еще играть на улице. Ты мой хороший, понимаю тебя, но нам надо идти, папа ждет. Потом мы еще придем на детскую площадку»
Как наказывать ребенка
Что делать с ребенком, который не слушается, манипулирует, канючит, бросается в слезы, чтобы только добиться своего? Как реагировать и стоит ли наказывать детей за плохое поведение?
Когда мы наказываем ребенка, мы делаем что-то с ним. Но задача родителей – избегать призыва наказать и стремиться решить проблему совместно с ребенком. Когда вы думаете про то, чтобы надо наказать ребенка, значит пришло время его научить, как правильно себя вести.
Давайте посмотрим, какие методы наказания не работают, а какие – действительно помогают ребенку научиться владеть своими эмоциями и не повторять плохое поведение в будущем.
Наказания, которые ничему не научат:
1. Ставить в угол, бить по попе ремешком
Этот способ наказания не учит ребенка ничему. Он не получает правильную модель поведения. Таким способом родители лишь показывают, что физически они сильнее, чем ребенок.
Аналогично действует отправление ребенка в свою комнату с целью подумать о своем поведении.
2. Призыв извиниться
Тоже не работает. Через это наказание малыш понимает, что человека можно обидеть как угодно, а потом просто извиниться. Извинение теряет свою ценность.
3. Лишение мультиков на весь день
В этом случае ребенок быстро говорит: “Ну без мультиков, так без мультиков!” – и находит себе другое занятие. Он не придает значение такому наказанию и опять оно ничему его не учит.
4. Несдержанные угрозы:
“Никакого сладкого!” “Все, никаких мультиков! ” – Обычно ребенок начинает плакать и просить еще сильнее, и вы меняете свое решение: “Ладно, только 1 конфету/один мультфильм…”
“Будешь плохо себя вести – не поедем на море!” – Естественно, в этом случае понятно, что все равно при любом поведении ребенка семья поедет на море. Так как путевка была куплена заранее.
Такие угрозы учат тому, что родители не держат своего слова. И ребенок учится так относиться ко всем попыткам установить границы и в отношении других вещей.
Когда вы планируете дать ребенку какое-то злостное обещание, стоит сделать паузу и подумать, а сможете ли вы его выполнить. И если дали обещание, нужно его держать. Или лучше вообще этого не делать.
Как правильно наказывать за непослушание:
- Выбирайте методы, которые сохранят достоинство обоих – ребенка и взрослого. Жестко не наказывать.
- Способы наказания должны подходить по возрасту и быть понятны малышу. Ребенок должен уметь справиться с наказанием эмоционально на уровне своего развития.
- Наказание должно помогать ребенку чему-то научиться и понять, как влияют его действия на других и почему.
- Давайте четкую инструкцию малышу во время наказания
- Наказание должно быть адекватно “преступлению”
Как наказать ребенка за плохое поведение в 1 год
С года можно уже рассказывать ребенку, что он сейчас чувствует:
-ты устал, так как не поспал;
-ты голодный, поэтому злишься;
-тебе холодно, потому что ты не надел варежки.
Учитесь с раннего возраста узнавать своего ребенка. Выделяйте его сильные стороны и стороны, которые требуют поддержки. Нельзя менять малыша под себя.
Начинайте учить ребенка дисциплине как можно раньше – вместе продумывайте альтернативы физическому наказанию, исходя из позиции любви. Стремитесь к объединению усилий над решением вопроса: мы вместе справимся, решим, придумаем.
Как наказывать ребенка в 2-3 года
Лучший вариант наказания – делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.
В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции – дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.
Как правильно наказывать тайм-аутом:
Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго искажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”
Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.
Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когду ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоиться.
Посыл такой передышки:
- создать безопасную для всех среду
- научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
- показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их
“Подушка мира” – еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.
Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.
Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.
Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.
Как наказывать ребенка в 4-5 лет
В этом возрасте многие родители думают, что ребенок манипулирует. Манипуляция с точки зрения родителя – это преднамеренно рассчитанный сценарий, который приведет к результату: “Чтобы получить конфету – нужно пинаться, кричать, пока мама не даст ее.” Но на самом деле очень долго дошкольник не способен к выстраиванию такого плана.
Дети в состоянии понять, как они воздействуют на родителей: если долго плакать, моя мама сделает так, чтобы я не плакал. Когда мы подкрепляем такие действия, ребенок запоминает и повторяет этот сценарий. И родителям кажется, что он манипулирует. Здесь важна ваша реакция, чтобы прекратить такое поведение.
В этот период детям очень нужно чувствовать любовь родителей. И поэтому они могут начать врать, так как им важно быть хорошими для взрослых.
Используйте в качестве наказания логичные последствия.
Это самый понятный и доходчивый вид наказания. Его можно использовать и раньше четвертого года. Мы не исправляем ошибки ребенка, а даем почувствовать и понять, к какому результату приводят его действия. Например:
- Вышли на прогулку без шапки – он замерз. Можно достать шапку и сказать: “Да, видишь, без шапки уши мерзнут.” И в следующий раз, когда ребенок будете собираться на прогулку, спросите его, что нужно надеть, нужна ли шапка? Что нужно сегодня надеть, чтобы ему было тепло на улице?
- Ребенок голодный на прогулке, так как плохо поел. Объясните: “Ты не съел весь обед, теперь видишь, у тебя нет сил гулять”.
Позволяйте совершать ошибки – они помогут ребенку понять результат своих действий.
Наказывая, мы предлагаем решение. Если ребенок, ошибаясь, не принимает наше решение, мы анализируем последствия. Чтобы он смог вынести урок из конфликта.
С какими проблемами сталкиваетесь вы, наказывая ребенка?
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5a9c089ad7bf2199450251c3/5d1ded428e297300ad9a29d2
http://letidor.ru/psihologiya/mozhno-li-nakazyvat-rebenka-v-vozraste-do-3-let.htm
http://www.sleep-expert.ru/blog/vospitanie/kak_nakazyivat_rebenka/