Как классифицируются методы обучения

Классификация методов обучения

Сколько людей, столько и мнений. Это высказывание справедливо и в случае с позициями специалистов-теоретиков в области образования. На сегодняшний день педагогика пришла к разделению методов обучения по разным наборам отличительных признаков. Их ценность на практике заключается в облегчении возможностей выбора наилучшей образовательной программы в каждом отдельно взятом случае. Характеристика методов обучения будет зависеть как от предмета, подлежащего освоению, так и от особенностей группы обучаемых. Ниже будут приведены и характеризованы основные из них.

Базовые типологии методов обучения

В зависимости от источника распространения и типу восприятия необходимой информации выделяют:

  • Пассивные методы обучения, основанные на главной роли преподавателя. Данный метод предполагает применение приемов, в ходе которых информация идет исключительно от докладчика к слушающей его аудитории. Это может быть доклад, лекция или презентация.
  • Активные методы обучения, предполагающие встречный поток информации со стороны обучаемых. Хорошим образцом их применения являются лабораторная работа и различного рода опыты на уроках.
  • Интерактивные методы обучения, которые некоторые специалисты относят к предыдущему виду. Тем не менее, они имеют свою особенность. Взаимодействие происходит сразу по нескольким каналам. Обучаемые обмениваются информацией как с преподавателем, так и между собой. Формами применения таких методов являются деловые игры, мозговые штурмы, круглые столы. Их целью является проявление инициативы, появление уважения к плюрализму мнений, а также обучение командной работе. Преподаватель в данном случае играет роль модератора.

Деление методов обучения в зависимости от дидактических целей предполагает применение каждого из них на определенном этапе овладения знанием.

  • Методы приобретения новых знаний. Применяются в любой форме, предполагающей подачу неизвестного ранее материала (от докладов до лекций).
  • Методы формирования умений и навыков, в частности, предусматривают решение простых задач с помощью преподавателя, используя полученные знания или навыки.
  • Методы применения приобретенных знаний, в отличие от предыдущих, основаны уже на самостоятельном их использовании обучаемым. Например, домашнее задание, различные деловые игры.
  • Методы проверки знаний применяются во время завершения курса в виде различного рода контрольных работ и экзаменов.

Некоторые ученые выделяют в данной типологии такие методы, как творческую деятельность и закрепление знаний. Но их оппоненты заявляют о том, что это лишь частные случаи вышеуказанной классификации.

Существует классификация методов обучения, основанная на разделении по источникам знаний:

  • Вербальные методы, представляющие собой рассказ, который может быть изложен как учителем на уроке, так и в учебном пособии.
  • Эмпирические, предполагающие практическое изучение тех или иных явлений в мире. Они проявляются посредством опытов или дневников наблюдений.

Другая классификация методов обучения основана на делении в зависимости от уровня мыслительной активности обучаемых. К ним относятся:

  • Объяснительные методы обучения, при которых используется лексические средства. Примерами служат как учебник, так и лекция преподавателя.
  • Наглядные методы, требующие использовать различные иллюстрации, модели, видеоролики, фотографии, а также демонстрации преподавателем метода решения той или иной задачи.
  • Репродуктивные методы, призванные развить в учащихся возможность воспроизвести знание. Примером может служить заучивание таблицы умножения.
  • Методы проблемного обучения. Он предполагает постановку проблемы и ее решение учителем. Наиболее важным моментом при этом является не содержательная, а логическая сторона приема. Обучаемые осваивают навыки движения от постановки проблемы к ее решению. Хорошим примером служат доказательства школьных теорем.
  • Игровые методы обучения. Они основаны на сильном мотивирующем воздействии на обучаемых. Это происходит благодаря тому, что в деловых играх присутствует значительный развлекающий элемент. Вместе с отсутствием давления, присущего другим методам, эти приемы позволяют развить в учениках творческий талант.
Читать еще:  Какая машина самая длинная

Если 3 первых метода ответственны за то, чтобы усвоить самые простые механики овладения знанием, то 2 последних задействуют и реализуют творческий потенциал обучаемых.

Иные классификации методов обучения

Существуют и другие типологии, присущие педагогической науке в отдельно взятых странах. Это искусственные и естественные методы, выделяемые польскими учеными, казуальные методы, основанные на рассмотрении прецедента, которые распространены в англо-саксонских странах.

Задача талантливого преподавателя не просто знать о существовании всего набора методов обучения, но и применять наиболее подходящие из них, повышая качество своей работы.

Юрий Александров — Основы научения и методы обучения — видео

Как классифицируются методы обучения

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения — это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» — по-гречески — «путь к чему-либо» — способ достижения цели. Метод обучения — способ приобретения знаний.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин , М.И. Махмутов , И.Я. Лернер ):

* объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

* репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);

* проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский ):

* организационно-действенному — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

* стимулирующему — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

* контрольно-оценочному — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

По способам изложения учебного материала:

* монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

* диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):

* словесные : рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;

* наглядные : демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;

* практические : упражнение, лабораторная работа, практикум.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

* сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

* поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

* чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения — дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Читать еще:  Как настроить рекламу в соц сетях

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики.

Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения — средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами математического исследования являются : наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике : проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных — использование информационных технологий).

К проблемно-поисковым методам относятся : проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы : сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов ). Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Специальные методы обучения — это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Подходы к классификации методов обучения

Методам обучения посвящено множество практических и теоретических исследований как общей, так и более узкой направленности преподавания. Актуальность методов обучения до сих пор не угасла, и повсеместно принимаются всевозможные меры по созданию системы методов обучения, разработке подходов их применения.

Трактовки понятия методов определения

В современной педагогической системе принято выделять три основные группы методов:

  • Обучения.
  • Воспитания.
  • Педагогических исследований.

Исторически обусловлена продолжительность развития и формирования методов обучения. В древность методика преподавания была основана на принципе подражания. Исходя из данных основ, сформировались такие методы как образность и многократное повторение. С момента организации первых учебных заведений получило распространение применение словесных методов обучения. Устное слово продолжительный период было основным способом преподавания, только спустя некоторое время появилось слово печатное. Печатную и устную информацию ученики запоминали и механически воспроизводили. В средние века широко распространился догматический метод преподавания. В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты пропагандировали личностное развитие, основанное на активности и осознанном усвоении знаний. Известный педагог Я. А. Коменский выделил ряд закономерностей, чем развил теорию методов обучения:

  • Учение должно реализовываться соответственно возможностям и возрасту учеников.
  • Обучение следует реализовывать от простого к сложному, от частного к общему.
  • Необходимо сочетать словесные методы преподавания с принципом наглядности.

Наиболее эффективная схема взаимодействия «педагог-ученик» была предложена К. Д. Ушинским

В педагогике имеют место такие направления, которые не считают необходимостью проводить исследования методов и организационных форм обучения. К таким преподавательским институтам можно отнести последователей геттингенской школы.

Читать еще:  Как попасть в тренды YouTube

Исследование организации процесса обучения на протяжение всего исторического развития человечества позволило выявить, что выбор методов и форм обучения имеет прямую зависимость от цели, поставленной перед образовательным процессом.

Само определение метода, как педагогическая категория, характеризуется посредство изменения четырех компонентов:

  • Метод как деятельность субъекта.
  • Как деятельность объекта педагогического воздействия.
  • В зависимости от целей конкретной деятельности.
  • Характеризующий структуру и форму предмета их совместной деятельности.

Определение 1

На основе сказанного можно сделать вывод, что метод – это средство управления процессом формирования отдельной личности или группы, через создание определенной формы и структуры предмета, их совместной деятельности в соответствии с поставленными целями.

Методы обучения также определяются как способы управления знанием учеников для решения дидактических задач.

Современное образование ставит приоритетом развитие умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в неисчерпаемом потоке научной информации. Формирование в процессе обучения субъект-субъектных отношений отражается и в определении методов обучения.

В Российской педагогической энциклопедии метод обучения определяется как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и ученика, ведущих к усвоению содержания образования.

Еще один педагогический деятель И. П. Подласый обозначил метод обучения как упорядоченную деятельность педагога и учащегося, направленную на достижение определенной цели. И. Ф. Харламов относит методы обучения к способам обучающей практики педагога и организации управления познавательной деятельность учеников по решению дидактических задач, итоговой целью которых является полноценное овладение изучаемым материалом.

Классификации методов обучения

Структурно метод обучения представляет собой упорядоченную совокупность приемов, где прием – это элемент, звено, базовый акт педагогического процесса.

Сегодня подходы к классификации методов обучения разнообразны и каждый автор, при группировке методов, применяет различные признаки.

Классификация в традиционном понимании определяет основным критерием источник информации. На основе этого выделено три основные группы:

  • Словесные методы, в которые входит рассказ, беседа, лекция, работа с учебной литературой.
  • Наглядные. Это показ, демонстрация образцов и схематических примеров.
  • Практические. Они подразумевают выполнение упражнений, решение задач.

М. А. Данилов и Б. П. Есипов предложили классификацию методов обучения, по их назначению, а в качестве критерия ученые использовали последовательность этапов обучения. Такой подход позволил выделить поэтапную классификацию:

  • Приобретение знаний.
  • Формирование умений и навыков.
  • Применение знаний.
  • Творческая деятельность.
  • Закрепление знаний, умений, навыков.
  • Проверка достигнутого результата.

Г.И. Щукин и И. Т. Огородников использовали классификацию по дидактическим целям, что позволило им выделить следующие группы:

  • Методы, способствующие первичному усвоению материала.
  • Методы для закрепления и оттачивания приобретенных знаний.

Наиболее популярна в последние годы классификация Ю. К. Бабанского, согласно которой выделяют три основные группы методов:

Методы организации и осуществления обучения

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Индуктивные, дедуктивные.
  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  • Самостоятельная работа и работа под руководством педагога.

Методы стимулирования и мотивации обучения

  • Интерес к обучению.
  • Долг и ответственность в познании.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности

  • Устный.
  • Письменный.
  • Лабораторно-практический.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выявил классификацию по характеру уровня самостоятельности и творчества деятельности учеников. Ученые выделили пять методов обучения с повышением степени активности и самостоятельности учащихся. Классификация удобно представлена в форме таблицы:

Различные подходы к классификации методов воспитания обладают своими достоинствами и недостатками, а все методы обучения взаимодополняемы и актуальны каждый в своем направлении. Если рассуждать о применении конкретного метода, можно определить, что в данной ситуации он имеет наибольшую актуальность.

В процессе реального преподавания не столь важно отнесение методов к конкретной группе, сколько знание их дидактической сущности и условий эффективного применения.

Источники:

http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8283-klassifikatsiya-metodov-obucheniya.html

http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Kos_sch_4/DocLib57/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%AB%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20.htm

http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/podhody-k-klassifikatsii-metodov-obuchenija/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×