Как классифицируются методы обучения
Содержание
- 1 Как классифицируются методы обучения
- 1.1 Классификация методов обучения
- 1.2 Базовые типологии методов обучения
- 1.3 Иные классификации методов обучения
- 1.4 Юрий Александров — Основы научения и методы обучения — видео
- 1.5 Как классифицируются методы обучения
- 1.6 Подходы к классификации методов обучения
- 1.7 Трактовки понятия методов определения
- 1.8 Классификации методов обучения
Классификация методов обучения
Сколько людей, столько и мнений. Это высказывание справедливо и в случае с позициями специалистов-теоретиков в области образования. На сегодняшний день педагогика пришла к разделению методов обучения по разным наборам отличительных признаков. Их ценность на практике заключается в облегчении возможностей выбора наилучшей образовательной программы в каждом отдельно взятом случае. Характеристика методов обучения будет зависеть как от предмета, подлежащего освоению, так и от особенностей группы обучаемых. Ниже будут приведены и характеризованы основные из них.
Базовые типологии методов обучения
В зависимости от источника распространения и типу восприятия необходимой информации выделяют:
- Пассивные методы обучения, основанные на главной роли преподавателя. Данный метод предполагает применение приемов, в ходе которых информация идет исключительно от докладчика к слушающей его аудитории. Это может быть доклад, лекция или презентация.
- Активные методы обучения, предполагающие встречный поток информации со стороны обучаемых. Хорошим образцом их применения являются лабораторная работа и различного рода опыты на уроках.
- Интерактивные методы обучения, которые некоторые специалисты относят к предыдущему виду. Тем не менее, они имеют свою особенность. Взаимодействие происходит сразу по нескольким каналам. Обучаемые обмениваются информацией как с преподавателем, так и между собой. Формами применения таких методов являются деловые игры, мозговые штурмы, круглые столы. Их целью является проявление инициативы, появление уважения к плюрализму мнений, а также обучение командной работе. Преподаватель в данном случае играет роль модератора.
Деление методов обучения в зависимости от дидактических целей предполагает применение каждого из них на определенном этапе овладения знанием.
- Методы приобретения новых знаний. Применяются в любой форме, предполагающей подачу неизвестного ранее материала (от докладов до лекций).
- Методы формирования умений и навыков, в частности, предусматривают решение простых задач с помощью преподавателя, используя полученные знания или навыки.
- Методы применения приобретенных знаний, в отличие от предыдущих, основаны уже на самостоятельном их использовании обучаемым. Например, домашнее задание, различные деловые игры.
- Методы проверки знаний применяются во время завершения курса в виде различного рода контрольных работ и экзаменов.
Некоторые ученые выделяют в данной типологии такие методы, как творческую деятельность и закрепление знаний. Но их оппоненты заявляют о том, что это лишь частные случаи вышеуказанной классификации.
Существует классификация методов обучения, основанная на разделении по источникам знаний:
- Вербальные методы, представляющие собой рассказ, который может быть изложен как учителем на уроке, так и в учебном пособии.
- Эмпирические, предполагающие практическое изучение тех или иных явлений в мире. Они проявляются посредством опытов или дневников наблюдений.
Другая классификация методов обучения основана на делении в зависимости от уровня мыслительной активности обучаемых. К ним относятся:
- Объяснительные методы обучения, при которых используется лексические средства. Примерами служат как учебник, так и лекция преподавателя.
- Наглядные методы, требующие использовать различные иллюстрации, модели, видеоролики, фотографии, а также демонстрации преподавателем метода решения той или иной задачи.
- Репродуктивные методы, призванные развить в учащихся возможность воспроизвести знание. Примером может служить заучивание таблицы умножения.
- Методы проблемного обучения. Он предполагает постановку проблемы и ее решение учителем. Наиболее важным моментом при этом является не содержательная, а логическая сторона приема. Обучаемые осваивают навыки движения от постановки проблемы к ее решению. Хорошим примером служат доказательства школьных теорем.
- Игровые методы обучения. Они основаны на сильном мотивирующем воздействии на обучаемых. Это происходит благодаря тому, что в деловых играх присутствует значительный развлекающий элемент. Вместе с отсутствием давления, присущего другим методам, эти приемы позволяют развить в учениках творческий талант.
Если 3 первых метода ответственны за то, чтобы усвоить самые простые механики овладения знанием, то 2 последних задействуют и реализуют творческий потенциал обучаемых.
Иные классификации методов обучения
Существуют и другие типологии, присущие педагогической науке в отдельно взятых странах. Это искусственные и естественные методы, выделяемые польскими учеными, казуальные методы, основанные на рассмотрении прецедента, которые распространены в англо-саксонских странах.
Задача талантливого преподавателя не просто знать о существовании всего набора методов обучения, но и применять наиболее подходящие из них, повышая качество своей работы.
Юрий Александров — Основы научения и методы обучения — видео
Как классифицируются методы обучения
Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения — это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» — по-гречески — «путь к чему-либо» — способ достижения цели. Метод обучения — способ приобретения знаний.
Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.
Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.
Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:
По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин , М.И. Махмутов , И.Я. Лернер ):
* объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);
* репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);
* проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);
По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский ):
* организационно-действенному — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
* стимулирующему — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
* контрольно-оценочному — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).
По способам изложения учебного материала:
* монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
* диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).
По формам организации учебной деятельности.
По уровням самостоятельной активности учащихся.
По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):
* словесные : рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;
* наглядные : демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;
* практические : упражнение, лабораторная работа, практикум.
По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):
* сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);
* поведение (упражнение, тренировка и т.д.);
* чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).
Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения — дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.
Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.
Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики.
Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.
Методы учения — средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.
Основными методами математического исследования являются : наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.
Современные методы обучения математике : проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.
Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:
а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);
б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных — использование информационных технологий).
К проблемно-поисковым методам относятся : проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.
Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.
Творчески-репродуктивные методы : сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.
Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов ). Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).
Специальные методы обучения — это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).
Подходы к классификации методов обучения
Методам обучения посвящено множество практических и теоретических исследований как общей, так и более узкой направленности преподавания. Актуальность методов обучения до сих пор не угасла, и повсеместно принимаются всевозможные меры по созданию системы методов обучения, разработке подходов их применения.
Трактовки понятия методов определения
В современной педагогической системе принято выделять три основные группы методов:
- Обучения.
- Воспитания.
- Педагогических исследований.
Исторически обусловлена продолжительность развития и формирования методов обучения. В древность методика преподавания была основана на принципе подражания. Исходя из данных основ, сформировались такие методы как образность и многократное повторение. С момента организации первых учебных заведений получило распространение применение словесных методов обучения. Устное слово продолжительный период было основным способом преподавания, только спустя некоторое время появилось слово печатное. Печатную и устную информацию ученики запоминали и механически воспроизводили. В средние века широко распространился догматический метод преподавания. В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты пропагандировали личностное развитие, основанное на активности и осознанном усвоении знаний. Известный педагог Я. А. Коменский выделил ряд закономерностей, чем развил теорию методов обучения:
- Учение должно реализовываться соответственно возможностям и возрасту учеников.
- Обучение следует реализовывать от простого к сложному, от частного к общему.
- Необходимо сочетать словесные методы преподавания с принципом наглядности.
Наиболее эффективная схема взаимодействия «педагог-ученик» была предложена К. Д. Ушинским
В педагогике имеют место такие направления, которые не считают необходимостью проводить исследования методов и организационных форм обучения. К таким преподавательским институтам можно отнести последователей геттингенской школы.
Исследование организации процесса обучения на протяжение всего исторического развития человечества позволило выявить, что выбор методов и форм обучения имеет прямую зависимость от цели, поставленной перед образовательным процессом.
Само определение метода, как педагогическая категория, характеризуется посредство изменения четырех компонентов:
- Метод как деятельность субъекта.
- Как деятельность объекта педагогического воздействия.
- В зависимости от целей конкретной деятельности.
- Характеризующий структуру и форму предмета их совместной деятельности.
Определение 1
На основе сказанного можно сделать вывод, что метод – это средство управления процессом формирования отдельной личности или группы, через создание определенной формы и структуры предмета, их совместной деятельности в соответствии с поставленными целями.
Методы обучения также определяются как способы управления знанием учеников для решения дидактических задач.
Современное образование ставит приоритетом развитие умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в неисчерпаемом потоке научной информации. Формирование в процессе обучения субъект-субъектных отношений отражается и в определении методов обучения.
В Российской педагогической энциклопедии метод обучения определяется как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и ученика, ведущих к усвоению содержания образования.
Еще один педагогический деятель И. П. Подласый обозначил метод обучения как упорядоченную деятельность педагога и учащегося, направленную на достижение определенной цели. И. Ф. Харламов относит методы обучения к способам обучающей практики педагога и организации управления познавательной деятельность учеников по решению дидактических задач, итоговой целью которых является полноценное овладение изучаемым материалом.
Классификации методов обучения
Структурно метод обучения представляет собой упорядоченную совокупность приемов, где прием – это элемент, звено, базовый акт педагогического процесса.
Сегодня подходы к классификации методов обучения разнообразны и каждый автор, при группировке методов, применяет различные признаки.
Классификация в традиционном понимании определяет основным критерием источник информации. На основе этого выделено три основные группы:
- Словесные методы, в которые входит рассказ, беседа, лекция, работа с учебной литературой.
- Наглядные. Это показ, демонстрация образцов и схематических примеров.
- Практические. Они подразумевают выполнение упражнений, решение задач.
М. А. Данилов и Б. П. Есипов предложили классификацию методов обучения, по их назначению, а в качестве критерия ученые использовали последовательность этапов обучения. Такой подход позволил выделить поэтапную классификацию:
- Приобретение знаний.
- Формирование умений и навыков.
- Применение знаний.
- Творческая деятельность.
- Закрепление знаний, умений, навыков.
- Проверка достигнутого результата.
Г.И. Щукин и И. Т. Огородников использовали классификацию по дидактическим целям, что позволило им выделить следующие группы:
- Методы, способствующие первичному усвоению материала.
- Методы для закрепления и оттачивания приобретенных знаний.
Наиболее популярна в последние годы классификация Ю. К. Бабанского, согласно которой выделяют три основные группы методов:
Методы организации и осуществления обучения
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельная работа и работа под руководством педагога.
Методы стимулирования и мотивации обучения
- Интерес к обучению.
- Долг и ответственность в познании.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности
- Устный.
- Письменный.
- Лабораторно-практический.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выявил классификацию по характеру уровня самостоятельности и творчества деятельности учеников. Ученые выделили пять методов обучения с повышением степени активности и самостоятельности учащихся. Классификация удобно представлена в форме таблицы:
Различные подходы к классификации методов воспитания обладают своими достоинствами и недостатками, а все методы обучения взаимодополняемы и актуальны каждый в своем направлении. Если рассуждать о применении конкретного метода, можно определить, что в данной ситуации он имеет наибольшую актуальность.
В процессе реального преподавания не столь важно отнесение методов к конкретной группе, сколько знание их дидактической сущности и условий эффективного применения.
Источники:
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8283-klassifikatsiya-metodov-obucheniya.html
http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Kos_sch_4/DocLib57/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%AB%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20.htm
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/podhody-k-klassifikatsii-metodov-obuchenija/