Как фильмы попадают в кинотеатры
Материалы
Откуда берутся фильмы: техническая сторона вопроса
Способы доставки фильмокопий в кинотеатры
В первой части материала «Откуда берутся фильмы?» мы выяснили, что права на кинотеатральный показ можно получить только одним способом – заключив договор с дистрибьютором (одним или несколькими). В договоре, напомним, всегда прописываются условия предоставления права кинопроката (сроки показа, количество и время сеансов), порядок расчетов между сторонами, а также их обязанности: исполнение условий, отчетность и своевременная выплата со стороны кинотеатра; доставка рекламных материалов и копии фильма – со стороны дистрибьютора. Разберемся, как именно копии попадают в современные кинотеатры (материал подготовлен при содействии компании «Киноплан» и лаборатории DCP24).
Кто обеспечивает доставку фильма в кинотеатр?
Прежде всего стоит сказать о том, что непосредственно доставкой копий фильмов в кинотеатры дистрибьютор не занимается – ее обеспечивают компании-посредники, с которыми работают прокатчики. К таким компаниям относятся DCP24, «Синелаб», «Мосфильм-Мастер» и другие. Соответственно, если кинотеатр демонстрирует фильмы разных дистрибьюторов, то в ходе рабочего процесса он может взаимодействовать с несколькими компаниями-посредниками и иметь несколько систем цифровой доставки. Информация о том, какая компания доставляет каждый из актуальных релизов российского проката, агрегирована, например, в системе «Киноплан», в которой каждый показчик может обзавестись личным кабинетом.
Каким образом компании-посредники доставляют фильмы в кинотеатры?
Сегодня, когда пленочный кинопоказ, а вместе с ним дорогостоящая и трудоемкая доставка десятикилограммовых бобин уже остались прошлом, существует два вида доставки копий фильмов в кинотеатры: классический логистический (доставка копии на физическом носителе – жестком диске) и цифровой (с помощью Интернета или спутника).
Жесткие диски активно используются в российских кинотеатрах с 2008 года, когда на смену пленке пришло цифровое оборудование, а доставка через Интернет и спутник практикуется около шести лет – летом 2011 года компания DCP24 впервые в России доставила фильм (им был ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ) по Интернету на серверы цифровой доставки нескольких кинотеатров Москвы.
Можно ли сегодня работать без цифровой доставки?
По словам руководителя технической поддержки (NOC) компании DCP24 Хачатура Кураяна, среди современных российских показчиков можно встретить предубеждение, что без цифровой доставки кинопоказ сегодня не возможен. Однако это не так – несмотря на то, что цифровая доставка сегодня в целом по рынку преобладает (порядка 70% кинотеатров получают фильмы через Интернет), доставка на жестких дисках также используется очень активно. Особенно актуальна классическая логистика для кинотеатров в совсем маленьких или отдаленных населенных пунктах, где по-прежнему не достаточно развита сеть Интернет. Объем DCP-контента обычно довольно большой, поскольку один фильм в целом может весить от 100-150 ГБ, поэтому если скорость Интернета в кинотеатре низкая или он имеет ограничения по трафику, цифровая доставка для такого кинотеатра не подходит.
Кто платит за доставку фильма в кинотеатр?
За доставку копии фильма в кинотеатр всегда платит дистрибьютор. Единственные затраты, которые несет показчик – это оплата безлимитного Интернета с хорошей скоростью в случае цифрового способа доставки, а в случае классической логистической доставки – оплата отправки жесткого диска обратно компании-посреднику по окончании проката.
За оборудование для цифровой доставки через Интернет кинотеатр также не платит – оно предоставляется ему бесплатно компанией-посредником. Для этого показчику необходимо направить компании-посреднику заявку, и после согласования всех технических требований, главное из которых – наличие безлимитного Интернет-канала, кинотеатр получает на условиях договора хранения.
Установка спутниковой тарелки требует отдельного согласования и обычно несет дополнительные расходы со стороны кинотеатра.
Что происходит после того, как фильм доставлен в кинотеатр?
После того, как показчик получает фильм через Интернет или на жестком диске, ему необходимо скопировать его на свое оборудование. Кинопоказ запускается в установленное дистрибьютором время с помощью KDM-ключа (небольшой файл, позволяющий разблокировать и расшифровать фильм), который заблаговременно (как правило, за несколько дней) отправляется прокатчиком по электронной почте. KDM-ключи также доступны на серверах компаний-посредников или, например, в личном кабинете системы «Киноплан», которая не только удобно их систематизирует, но и уведомляет показчиков о каких-либо изменениях или неполадках.
Компания-посредник обычно гарантирует показчикам своевременную доставку фильмов. «Мы постоянно мониторим процесс, – рассказывает руководитель технической поддержки компании DCP24 Хачатур Кураян. – Например, если в случае форс-мажорных обстоятельств мы не успеваем загрузить фильм по цифровой доставке, то мы отправляем жесткий диск из московского офиса либо делаем переброс из соседнего кинотеатра. Кроме того, мы оказываем постоянную поддержку по всему, что связано с нашим оборудованием, и стараемся помогать киномеханикам по вопросам, возникающим по кинотеатральной технике».
Киноафиша
Как работают кинотеатры? Кто определяет цены на билеты? Как фильмы попадают в кинотеатр и почему важно грамотно составить расписание киноцентра? Киноафиша рассказывает о «кухне» кинобизнеса изнутри.
Команда
Для начала разберемся, кто работает в кинотеатре. Условно работников кинотеатра можно разделить на административный блок и творческий блок. В административный блок входят: генеральный директор и его заместитель, администратор, бухгалтерия и отдел кадров, инженер, кассир, контролер билетов, уборщица, гардеробщик. В творческом блоке работают менеджер по кинопрокату (букер) и менеджер по рекламе. В небольших кинотеатрах должность букера и менеджера по рекламе совмещается, а кассир может быть одновременно контролем. По самой упрощенной схеме в кинотеатре трудятся: владелец кинотеатра, контролер, кассир, администратор, техник и гардеробщик. Работа в кинотеатре обычно организуется посменно.
Откуда берутся фильмы?
Фильмы в кинотеатр поставляют компании-дистрибьюторы. Выручка от сборов делится пополам: 50% идет кинотеатру, 50% –компании-прокатчику. Фильмы запускает киномеханик либо инженер – человек с техническим образованием.
Большинство современных кинотеатров уже не показывают фильмы на кинопленках, а крутят их в цифровом формате DCP: носителем выступает жесткий диск, а изображение транслируется на DCP –проекторе. Фильмы шифруются специальными защитными ключами, который предоставляет дистрибьютор. Транслируются картины из аппаратной: это помещение всегда скрыто от зрителя.
Закулисье кинотеатра
Расписание и репетуар
Репертуар кинотеатра выстраивает букер. При составлении расписания грамотный букер учитывает: время работы кинотеатра, сезонность, оборудование в залах, целевую аудиторию.
В первую очередь менеджер кинопроката изучает аудиторию. Исходя из интересов аудитории и технических возможностей кинотеатра, букер понимает, какие фильмы попадут в афишу кинотеатра – блокбастеры, мейнстрим либо артхаус. Основную кассу собирают, конечно же, мейнстримовые фильмы. Грамотный букер старается включить в расписание фильмы различных жанров.
При планировании расписания учитывается хронометраж фильма, реклама, трейлеры других картин, а также финальные титры. На перерыв между сеансами закладывается около 10 минут: за это время посетители предыдущего сеанса должны покинуть помещение, проводится уборка зала, заходят новые зрители. Перерыв между вечерними сеансами составляет 15-20 минут.
Букер вместе с дистрибьютором обсуждает сроки демонстрации фильма и формат (количество сеансов в день разбивается по неделям проката). Зачастую практикуют двухнедельный прокат с возможностью продолжения на третью неделю и более по итогам проката первых двух недель. На первой неделе проката стартовый фильм получает лучшие сеансы. Букер отслеживает предварительные продажи билетов на премьеры и заполняемость залов. С учетом этого расписание корректируют. Любые изменения в расписании согласовываются с прокатчиком.
Как выстраивается цена за билет?
При формировании цены билета учитывается, что 50% выручки уходит дистрибьютору, другая половина остается кинотеатру. Цену билета устанавливает администрация кинотеатра, опираясь на «меморандум» – ограничение компании-прокатчика на скидки и пригласительные билеты. Стоимость билеты рассчитывается исходя из средней цены по рынку, затем полученная цифра соизмеряется с заполняемостью зала и затратами кинотеатра (свет, отопление, зарплаты). На цену билета также влияют: численность населения города, расположение кинотеатра, конкурентные компании.
Билеты на неудобные сеансы продают со скидкой, на востребованные показы, наоборот, устанавливают повышенные цены. В выходные и праздники стоимость билета повышают, а в будни – понижают. Самые бюджетные билеты предлагают на утренние показы по будням.
Всё зависит от размахов строящегося кинотеатра, от количества залов, касс, баров. Для однозального кинотеатра достаточно 10-12 человек в команде.
В работе можно экспериментировать, все формы воплощения кинопоказа интересны, зритель любит получать что-то новое и не только на экране!
Комментарий владельца кинотеатра
Откуда кинотеатры берут фильмы для проката?
Что касается компании-прокатчика – это компания, которая занимается переводом и продвижением фильма конкретно в Вашей стране. Она получает фиксированный процент за сборы, а все остальное должна передать создателям фильма.
небольшой, частный кинотеатр
Теперь, когда компании разрешено показывать фильм на большом экране, его нужно этому кинотеатру как-либо передать. Как это происходит? 3 версии, одна подтвержденная, а две нет:
-фильм в кинотеатр, в день начала показа или за день до него, доставляют специальные сотрудники. Чтобы фильм не был вскрыт до начала показа, его надежно защищают, пломбируют и наносят маркировку на кадры фильма, для каждого кинотеатра свою, чтобы в случае пиратства данного фильма можно было определить, в каком кинотеатре произошла утечка и наказать этот кинотеатр, разорвав с ним контракт на показ, а сотрудников уволить, как минимум, или назначить немаленький штраф.
Сама доставка фильма, естественно, проводится на специальном автомобиле доверенными сотрудниками.
-вторая версия – фильм хранится на серверах компании-прокатчика. В день начала показа кинотеатр может этот фильм скачать с сервера, используя специальный код, уникальный для каждого кинотеатра или получив специальный доступ на сервер с фильмом. Эта версия имеет место быть т. к. не всегда целесообразно, доставлять фильм на транспорте в кинотеатр и это более затратно, а скачивая фильм с сервера можно сэкономить на доставке.
-третья версия. Возможно, что фильм попадает в кинотеатр задолго до начала показа, но показ раньше времени невозможен т. к. копия защищена специальной системой, которая запрещает просмотр раньше фактической даты начала проката.
В первый день проката данная система, перед просмотром, посылает запрос на сервер, указывая в этом запросе уникальный идентификатор копии фильма, а в ответ получает, возможен ли показ данной ленты в этот день и именно этой копии. Если копия достоверна, то начинается показ.
пустой зал кинотеатра
И вторая и третья версия имеют место быть т. к. такой вид доступа сравним с предзагрузкой в такой категории развлечений, как игры. Если Вы вспомните, или почитаете, то до релиза игры некоторые игровые сервисы (например Steam) позволяют данную игру скачать практически полностью, но запустить ее не получится т. к. отсутствует exe-файл игры. В день релиза данный файл докачивается, что дает возможность начать игру в первый час релиза. Так почему же такую систему не могут применить для кинопроката?
Вот такой вот путь проходит обычный фильм перед тем как предстать перед вашим взором. Надеемся, Вы удовлетворены ответом. Удачи!
Источники:
http://www.kinometro.ru/materials/show/name/otkuda_berutsya_filmy_technologiya_150317
http://www.kinoafisha.info/articles/kak-rabotaet-kinoteatr/
http://otvet.mail.ru/question/199696065