Для чего нужен морской порт
Морские и речные порты. Разновидности портов.
Морские и речные порты
Порт- это участок берега и прилегающая к нему водная площадь, где размещено оборудование для стоянки, погрузки, разгрузки и технического обслуживания судов. Часто рядом с местом, удобным для основания порта, возникал и быстро развивался город.
В воде и на суше.
Порт разделяется на две части — водную (акваторию) и сухопутную (территорию). В водной части располагаются портовые бассейны (гавани), окружённые причалами, портовые каналы, служащие для сообщения внутри территории порта, аванпорт (внешний участок порта), защищённая волнорезами (в период штормов здесь укрываются суда), и рейд (участок водного пространства, предназначенный для стоянки судна перед входом в порт). На суше располагаются молы — искусственные набережные, предназначенные для стоянки кораблей и погрузки товаров. Молы обычно строятся перпендикулярно или наискось к берегу, чтобы служить дополнительными волнорезами. Также в порту строят пирсы—помосты для причаливания (швартовки) судов с двух
сторон, погрузки-разгрузки и т. п. Кроме того, на территории порта располагаются железнодорожные пути и платформы, склады, площадки для недолгого хранения грузов, перегрузочные механизмы, подсобные предприятия и административные здания. У крупных портов обычно есть собственный флот—баржи, буксиры, плавучие краны и т. п. Порт оборудован погрузочными механизмами — кранами, транспортерами, насосными станциями. Очень важное оборудование порта — устройства для бункеровки (снабжения судов топливом), а также судоремонтные сооружения — эллинги и доки.
Разновидности портов.
Порты бывают морские и речные. Морские порты могут располагаться на открытом берегу ( береговые ), в естественной лагуне, отделенной от моря песчаной косой ( лагунные), в устье реки ( устьевые ) или в глубоководной части крупной реки либо канала ( внутренние ). Речные порты строят на свободных реках, судоходных каналах, водохранилищах или озёрах. По назначению все порты можно разделить на: торговые ( универсальные или специализированные – например, угольные, нефтяные или контейнерные), рыбные пассажирские, военные, специальные, а также порты-убежища. Крупные универсальные торговые порты обычно бывают разделены на отдельные зоны различного назначения.
Для постройки или ремонта корпуса корабля пользуются доком в виде специального строения или плавающего комплекса. Сухой док – это бассейн с герметичными воротами и стенами из железобетона или металла. Когда корабль построен, бассейн наполняется водой, ворота открываются и выпускают судно. Требующий ремонта корабль входит в док, вода после закрытия ворот выкачивается, и судно оседает на специальные подпорки ( кильблоки). Плавучий док удерживается на поверхности воды с помощью поплавков – «понтонов». Чтобы погрузить док в воду, насос наполняет отсеки понтона водой, когда док нужно поднять, вода выкачивается. Если Вам понадобятся поставки, ввод в эксплуатацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание судового оборудования, то рекомендуем обращаться на сайт mpsystems.ru.
Морской порт.
Морской порт – как следует из его названия – располагается у берега моря. Для того, чтобы морской порт мог функционировать, необходимо обеспечить достаточную глубину водного канала ( минимум 40 футов, 1 фут-30,48 см) и места, предназначенного для стоянки кораблей. Для такого порта обязательно нужны сооружения, защищающие от волн и ветра ( молы и волнорезы ), сигнальное оборудование (маяки) и доступ транспортных средств ( железнодорожных путей, трубопроводов, автомобильных дорог).
Капитан порта.
Обязанность капитана порта – обеспечить безопасность плавания кораблей по всей акватории порта. Он отвечает за безопасность судов, их экипажей, пассажиров и груза, руководит лоцманской службой, управляет движением кораблей в порту и на рейде. Капитан порта также может запретить кораблю выходить в море ( например, если судно повреждено или неправильно загружено).
Самые крупные порты мира ( с точки зрения товарооборота) – это Роттердам в Голландии, Сингапур, японские порты: Кобе, Нагоя, Тиба, Шанхай в Китае, Гонконг, а также Антверпен в Бельгии.
МОРСКОЙ ПОРТ
(англ. seaport) – по законодательству РФ о торговом мореплавании комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и др. услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту (ст. 9 КТМ РФ*). КТМ РФ выделяет морские рыбные порты и морские специализированные порты. Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности — комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и др.). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов. Деятельность М.п. осуществляется в соответствии с законом о М.п. РФ.
Правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов РФ является единым для всех портов, находящихся на территории РФ, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (ст. 5 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»**). Правовой режим М.п. с учетом климатических, гидро- и метеорологических особенностей устанавливается этим Федеральным законом, др. федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, применимыми к М.п., а также законами субъектов РФ.
М.п. объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства РФ. Перечень М.п., открытых для захода иностранных судов, публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской торговый порт (выход из него) и отвечающим за безопасность мореплавания в таком порту, является капитан морского торгового порта, с которым согласовывает свои действия капитан морского рыбного порта в случае, если они затрагивают компетенцию капитана морского торгового порта.Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской рыбный порт (выход из него) и отвечающим за безопасность мореплавания в указанном порту, является капитан морского рыбного порта, с которым согласовывает свои действия капитан морского торгового порта в случае, если они затрагивают компетенцию капитана рыбного порта. Функции и полномочия капитана морского торгового порта, капитана морского рыбного порта, а также капитана специализированного морского порта устанавливаются и регулируются ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», др. федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, применимыми к М.п.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, находящиеся в М.п., согласовывают свои действия с капитаном морского порта лишь в случае, если действия этих должностных лиц затрагивают компетенцию капитана М.п. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим М.п.
ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» регулирует также: заход иностранных судов в М.п. (ст. 6); заход иностранных военных кораблей и др. гос-ных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в М.п. (ст. 8); вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и др. гос-ных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в М.п. (ст. 9) и др. особенности правового режима М.п.
Для чего нужен морской порт
Морские и речные порты.
По историческим фактам известно, что до появления в последние века автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения, основными артериями перевозящими грузы были: реки, моря и океаны. Конечно, и сейчас большой грузовой поток перемещается по воде, технологии позволили строить надёжные океанские корабли, не боящиеся самых сильных штормов. Значение морских и речных перевозок в последнее время не только не уменьшилось, но прослеживается чёткий тренд на увеличение грузового потока между континентами.
Речные перевозки имеют ряд преимуществ и недостатков. Преимущества следующие:
- Нет необходимости строить инфраструктуру по всей протяжённости реки, вода сама является дорогой, по которой плывёт корабль.
- Объём грузов перевозимый по рекам сопоставим с объемами, транспортируемыми по искусственным сооружениям.
- Расходы на перевозку грузов по воде дешевле, чем другими существующими способами.
- Все реки, так или иначе, текут по направлению в море и океаны, тем самым образуя непрерывную сеть водного сообщения.
К недостаткам можно отнесём следующее пункты:
- Течение рек не прямолинейно, проходит согласно рельефу местности, поэтому путь в километрах значительно увеличивается.
- Существуют ограничения по глубине на всём протяжении рек. Поэтому использование крупнотоннажных судов возможно только в глубоких местах, в устьях рек впадающих в моря.
- Географическое положение и климатические условия ограничивают период навигации. Так как зимой реки покрываются льдом и судоходство не возможно.
- Использование самой большой реки в Европе – Волги ограничено по причине её стока в Каспийское море, которое не впадает в океан, являясь замкнутым. Во времена СССР, был построен Волго-Донской соединительный канал, соединяющий Волго-Каспийскую акваторию с водами мирового океана, через реку Дон впадающую в Азовское море, и тем самым проблема замкнутости частично была решена.
Водные пути соединяются с наземными путями посредствам портов находящимися на побережье рек, морей и океанов. В Российской Федерации широко развита сеть портов, а для увеличения товарного потока строятся новые или модернизируются старые порты. Создаваемая инфраструктура таких объектов является национальным благосостоянием государства, поэтому должна быть национализирована. Частная собственность может лишь частично входить в управление самого порта, для улучшения организационной составляющей портового хозяйства.
Речные порты.
Количество рек на территории нашей страны очень большое, у каждого города находящегося на берегу рек есть свой порт, через который осуществляется доставка грузов, пассажирский поток не велик, так как альтернативные средства передвижения более быстры и более доступны. Применяются пассажирские перевозки лишь там, где нет другой альтернативы или стоимость таковых очень высока по сравнению с водными путями. Большая часть пассажирского потока связана с туризмом, пассажирские теплоходы осуществляют круизы по рекам.
Инфраструктура речных портов, имеет комплекс причалов, на которых портовыми кранами осуществляется погрузка и выгрузка товаров для их дальнейшего транспортирования до места назначения. Существуют строгие правила навигации, выполнение которых контролируется водной милицией, то есть для капитанов кораблей создан свод правил поведения и регулирования судоходства на реках.
Речные порты сейчас в большинстве регионов потеряли то существенное значение, какое имели ранее. Строительство автомобильных дорог, прокладывания железнодорожных путей и развитие авиации забрали на себя большую часть товарного потока. Но речные порты всегда могут дополнить возросшие потребности в товарообороте и выполнить задачи по обеспечению регионов нужными перевозками.
Морские порты.
Наше большое государство омывается большим количеством морей, на которых располагаются морские порты. Основные перевозки, отправляемые на экспорт, связаны с поставкой сырья или полезными ископаемыми добываемые из недр нашей территории, нашей страны. Обратно поставляются технологичные товары в основном контейнерными перевозками. В последнее время особняком строятся порты, связанные с транспортировкой сниженного газа, для чего создаётся инфраструктура: подводится газовый трубопровод, идущий от месторождения и добычи газа, рядом с портом строится завод по сжижению газа для транспортировки (СПГ).
Развал СССР, оставил множество морских портов на Балтике на территории Прибалтийских независимых государств, внутриполитическая риторика, которых направлена против нашего государства, поэтому в районе Санкт-Петербурга были построены новые порты для транспортировки грузов в Европу. Через данные морские порты построены газовые трубопроводы, идущие по дну моря в Европейскую Германию в обход государств Восточной Европы. Эти государства не являются надёжными транзитными партнёрами, из-за своей зависимости от геополитического противника нашей страны, которыми являются С.Ш.А.(Соединённые штаты Америки).
Морские порты могут принимать все виды существующих судов, даже самые исполинские которые перевозят товары по всему земному шару.
Источники:
http://rus-big-jurisprudence-dict.slovaronline.com/2116-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82
http://www.sentstory.ru/stroitelstvo/infrastrukturnoe-stroitelstvo/morskie-i-rechnye-porty/