Что умеет ребёнок в 4 месяца
Развитие ребенка в 4 месяца
Физиологическое и психологическое развитие
Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2—7,8 кг при росте 61,8—66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6—7,2 кг и 59,9—64,3 см.
Самые «быстрые» дети уже стараются самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.
Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще недостаточно ловкие.
Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.
Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30—40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует на появлении новых предметов и смену обстановки.
В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос. Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут.
Он может играть со своими ручками и ножками некоторое время , повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».
Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски, ноо самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы,гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок.
Если мама говорит, он старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.
У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.
Безопасный дом
Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности. Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места.
Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.
Детский сон
В этом возрасте дети спят 16—18 часов в сутки. Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.
Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение. Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе.
Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке. Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.
Важное о здоровье
Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать. Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их. Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны. Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться.
Напевайте веселые «спортивные» песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.
Меню малыша
Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6—8 кормлений и 900—1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.
Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать более раннее введение первого прикорма. Начинать стоит с очень небольших порций: 10 г овощных пюре, если малыш хорошо набирает вес, или 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору), если малыш маловесный. Постепенно, в течение недели, увеличивайте количество прикорма до 50 г в день.
Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт.
Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7—10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно предложить ему новый овощ.
Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.
Совет месяца
Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами. Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти. Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения. Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.
Грудничок осознанно улыбается
Основные навыки
Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.
Что умеет ребенок в 4 месяца:
- Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
- Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
- Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
- Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
- Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
- Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
- Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
- Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.
Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны. Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.
Малыш пробует дотягиваться до игрушек
Отличия девочек и мальчиков
Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.
Особенности развития мальчиков и девочек
Чему научился малыш в четыре месяца?
Ребенок в возрасте четырех месяцев уже существенно отличается от малышей, которые только что родились. К данному периоду дети весьма существенно подрастают и меняются, как во внешности, так и в психологическом смысле.
Пропорциональные особенности развития тела в 4 месяца значительно меняются, а точнее, отличие размера головы от грудной клетки, что сильно бросается в глаза у новорожденного ребенка, становиться менее заметным за счет удлинения всех частей тела. В развитии своего теле ребенок становится уже более похожим на обычного человека. К четырем месяцам малыш стремительно набирает вес и приобретает более округлые формы.
При достижении ребенком 4 месяцев, им приобретаются некоторые новые способности. Теперь малышу доступны несколько новых способов общения с еще незнакомым ему миром. Все это происходит благодаря развитию некоторых систем организма, таких как опорно-двигательная и нервная система.
Навыки четырехмесячного ребенка
В 4 месяца значительно притупляется хватательный рефлекс, но при этом хватание происходит осознанно. Это говорит о том, что до этого времени малыш неосознанно хватал предметы, которые попадали в его ручку, а теперь он только при собственном желании сжимает в кулачок вещи. Осознанность движений является серьезным событием во всеобщем формировании организма маленького человечка, поскольку это говорит о том, что он уже пытается осваивать возможность управления собственным телом. А непосредственно хватание является достаточно новым и сложным процессом выстраивания импульсов, происходящих от нервной системы, которые приводятся в действие из-за заинтересованности ребенком какой-либо вещью.
Когда младенец держит какой-либо предмет в руке, который ему интересен, то не просто сжимает его, а пытается рассмотреть или поднести ко рту (попробовать на вкус). Также он может стучать данным предметом, либо пристально изучать все его детали. Все это является очень важными элементами развития малыша. Хотя слишком длительное время удерживать предмет ребенку не по силам, поскольку координация, а также мышцы еще не достаточно развиты.
Появляется способность переворачиваться на живот и обратно. В это время ребенка часто кладут на пол для того, чтобы избежать падений и последующих травм. Но для ребенка это только к лучшему, потому что ему открывается новый неизведанный мир для исследований. Используя данные перевороты, детки могут добраться до интересующих их предметов или мест.
Находясь в положении лежа на спине, ребенок может делать попытки приподниматься и тянуться вверх плечиками и головой, словно пытаясь сесть. Но, в принципе, очень редко бывают случаи, когда дети могут сесть с данного положения. Чаще всего этот процесс происходит при упоре на бедренную часть. Раньше считалось, что ребенка можно присаживать в возрасте от четырех месяцев. И это не удивительно, потому что, когда ребенок начинает сам тянуться вверх, появляется огромное желание помочь ему в этом и усадить. Но в наше время специалисты утверждают, что ни в коем случае нельзя присаживать ребенка до тех пор, пока он не сделает это сам. Тем более не стоит использовать в качестве опоры мягкие вещи, вроде подушек. В качестве этой самой опоры необходимо применять твердые и жесткие предметы.
Способность ребенка, находясь в положении лежа на животе, пытаться ползти. В этот период малыш своеобразно приподнимает попку и отталкивается с помощью своих задних конечностей. Некоторые это делают, используя «пластунский метод». Стоит сказать, что большое количество детей в данном возрасте начинает двигаться в заднем направлении. В качестве мотивации можно применять наиболее любимые игрушки малыша, которые стоит разложить перед ним на небольшом расстоянии. В этом случае нужно всегда помогать малышу добраться до игрушки, пиначе он может быстро потерять интерес к этой игре.
Происходит значительное улучшение органов слуха и зрения. Новорожденный малыш может ясно видеть только те предметы, которые находятся на расстоянии 50-70 см. В возрасте, начиная от четырех месяцев, его зрение достигает расстояния, превышающее 3-3,5 метра. Это говорит о том, что он ясно видит то, что окружает его в определенном помещении, либо может наблюдать вид из окна. Восприятие звука также значительно становится лучше. Малыш уже замечает различие в звуках, воспринимает разнообразные музыкальные произведения, а также уже отличает эмоции в звуках. Наиболее значимым и приятным для него является материнский голос.
Естественно, что от развития слуха зависит и развитие речи ребенка. В 4 месяца могут появиться первые слоги, которые произносит ребенок, сильно похожие на слова. Именно эти звуки воспринимаются родителями в качестве самых первых слов. С помощью губ ребенок пытается подражать разговору взрослых. В этот период все чаще можно слышать от него своеобразный лепет. В этот период очень важным является общение между родителями и ребенком. Кстати, в это время ребенок уже сам пытается начинать общение, используя при этом мимику лица и своеобразные слова.
В четыре месяца ребенок малыш сильно развивается в социальном плане. Несомненно, что в его жизни самое важное место занимают мама и папа. Он уже учится разделять окружающих его людей на знакомых и незнакомых. К незнакомым малыш даже относит тех родственников, которых он видит не слишком часто. Проявляется это различие в том, что в присутствии чужих людей он может плакать, вести себя напряженно и капризно. К родным малыш относит тех людей, которых он видит ежедневно. Это обусловлено тем, что в данный период память малыша развита недостаточно, и он придает особое значение тому, что происходит именно в конкретный момент времени.
Даже, несмотря на то, что перечисленные способности в основном проявляются у детей в практически одинаковый период, не стоит расстраиваться, если ребенок в 4 месяца чего-то не умеет. Ведь любое развитие малыша сугубо индивидуально, а значит всё еще впереди.
Источники:
http://m.baby.ru/mycalendar/child/month/4/
http://kpoxa.info/uxod-razvitie/umet-rebenok-4-mesyaca.html