Что такое византийский календарь
Древнерусская (византийская) система летосчисления
Древнерусский календарь — лета от сотворения мира.
Есть в хронологии такое понятие как эра. Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты — основы летосчисления.
Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera — эра).
В связи с этим заметим, что эра может быть реальной — это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной — это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.
Одну такую эру мы знаем — христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова.
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.
Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира. Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.
Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.
Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.
Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.
Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.
Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.
При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации — ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.
Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.
Заключительное слово о месяцах — поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.
Византийский календарь
Византийский календарь был официально утверждён императором Василием II в 988 году и использовался вплоть до падения империи в 1453 году. Он совпадал с юлианским календарем, отличаясь лишь названиями месяцев, переведенными с латыни на греческий язык. Первым днём года считалось 1 сентября, а началом летосчисления 5509 год до н. э., предполагаемая дата сотворения мира.
Начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. Тем не менее, некоторые византийские хронисты (Максим Исповедник, Феофан Исповедник и Георгий Синкелл) продолжали считать началом года 25 марта, вплоть до X века ведя отсчет с 5493 года до н. э.
Високосный год в византийском календаре вычислялся так же, как и високосный год в исходной версии юлианского календаря: путем удвоения шестого дня перед мартовскими календами, то есть «повторением» 24 февраля. 29 февраля объявили високосным днем только в Позднее Средневековье.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Византийский календарь” в других словарях:
Византийский флот — Византийский флот … Википедия
Календарь инков — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, лунный, лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина · Армянский … Википедия
Византийский роман — существовал в XII XV веках, первоначально в форме подражания греческому роману (XII век), затем развившись в локальный вариант рыцарского романа европейского образца. Большинство из них написано так называемым политическим размером… … Википедия
Календарь майя — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, лунный, лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина · Армянский … Википедия
Календарь Армелина — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, лунный, лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина … Википедия
Календарь Гильбурда — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, лунный, лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина · Армянский … Википедия
Календарь Конта — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, лунный, лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари … Википедия
Календарь бахаи — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина · Армянский: языческий, христианский … Википедия
Календарь Хиджры — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, Лунный, Лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина · Армянский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · … Википедия
Календарь чучхе — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный, лунный, лунно солнечный Календарная эра Вставка високосов Другие календари Армелина · Армянский … Википедия
Николаевский собор
11 января 1700 года в России вместо византийского календаря введён юлианский календарь
11 января 1700 года в России вместо византийского календаря введён юлианский календарь
Сообщение Ян » 21 янв 2016, 21:05
11 января 1700 года в России вместо византийского календаря введён юлианский календарь. После 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700 года. Начало года перенесёно на 1 января.
11 января 1700 г. — В России вместо византийского календаря вводится юлианский календарь. После 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700 года. Начало года перенесено на 1 января.
ВИЗАНТИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ был официально утверждён императором Василием II в 988 году и использовался вплоть до падения империи в 1453 году. Он совпадал с юлианским календарем, отличаясь лишь названиями месяцев, переведенными с латыни на греческий язык. Первым днём года считалось 1 сентября, а началом летосчисления 5509 год до н. э., предполагаемая дата сотворения мира.
Начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. Тем не менее, некоторые византийские хронисты (Максим Исповедник, Феофан Исповедник и Георгий Синкелл) продолжали считать началом года 25 марта, вплоть до X века ведя отсчет с 5493 года до н. э.
Високосный год в византийском календаре вычислялся так же, как и високосный год в исходной версии юлианского календаря: путем удвоения шестого дня перед мартовскими календами, то есть «повторением» 24 февраля. 29 февраля объявили високосным днем только в Позднее Средневековье.
ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (“старый стиль”) — календарь, принятый в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима.
Суть реформы Цезаря :
Цезарь предпринял реформу по совету александрийского астронома Созигена.
Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней. Цезарь пошел на установление года в 365 дней, начинающегося 1 января, для ограничения власти понтифика – верховного жреца, который устанавливал продолжительность года произвольно, удлиняя и укорачивая разные годы в личных целях.
Ошибка юлианского календаря :
Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д..
ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность одного цикла принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.
Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.
На данный момент разница между Юлианским и Григорианским календарями составляет 13 дней и такой сохранится до 14 марта 2100 года (29 февраля 2100 года по Юлианскому календарю), так как 2100 год по Григорианскому календарю будет невисокосным (этот год делиться на 4, но также делится и на 100, но не делится на 400). После этой даты разница будет составлять уже 14 календарных дней.
Источники:
http://planetcalc.ru/519/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1288782
http://www.nikolaevskii-sobor.ru/forum/viewtopic.php?t=2619