Что такое несовершенная конкуренция
Конкуренция несовершенная
Несовершенная конкуренция — несовершенной считается конкуренция, если в ней не выполняется хотя бы одно правило совершенной. Например, если на рынке продавцы в силах подействовать на рыночную цену, то, значит, что это несовершенная конкуренция.
В современном мире совершенная конкуренция практически не встречается, а вот несовершенная распространена повсеместно. Например, рынок сотовых операторов, где выделяется 3 основных лидера.
Основные признаки несовершенной конкуренции
- Для того чтобы «войти» в отрасль надо преодолеть различные барьеры;
- Есть дифференцированность продукции;
- Значительную часть продаж осуществляет один или несколько производителей. Они являются лидерами в своей области;
- Есть возможность осуществлять полный или частичный контроль рыночных цен.
Основные формы несовершенной конкуренции
- Олигополия;
- Монополия;
- Монополистическая конкуренция.
Олигополия — это часть рынка, где большая доля продаж принадлежит нескольким фирмам и при этом каждая из них может оказывать влияние на рыночную стоимость товара.
- Небольшое число фирм, которое господствует на рынке;
- Наличие барьеров при вступлении в отрасль;
- Присутствует эффект масштаба. Это означает, что только крупные фирмы смогут выжить в данной отрасли. Маленьким фирмам будет очень сложно конкурировать с такими гигантами, а также им придется преодолевать много различных барьеров, например, потребуются большие вложения в рекламу, а, значит, не каждая новая организация сможет потянуть ее.
Монополия — это своего рода полный антипод совершенной конкуренции. Ведь здесь правит один производитель. Он производит товар, который не имеет близких заменителей.
При таком стечении обстоятельств производитель сам может полностью контролировать как объем предложений, так и цену на товар.
Характерные особенности монополизма:
- Один продавец. Называется монополистом;
- Так как товар, можно сказать, что уникален, то покупателю приходиться платить установленную цену либо вообще отказываться от покупки;
- Если на горизонте появляются конкуренты, то монополист начинает устанавливать труднопроходимые барьеры;
- Монополист полностью контролирует цену товара и объем производимой продукции.
Монополистическая конкуренция — это самый распространенный тип рынка, который наиболее близок к совершенной конкуренции. Стоит отметить, что она является не только самой распространенной формой конкуренции, но и самой трудно изучаемой.
- Есть много и продавцов, и покупателей;
- Для вступления в отрасль барьеры не такие сложные, но все-таки при получении патентов, оформлении регистрации и лицензии проблемы возникают;
- В основном отдельный производитель не может влиять на общую рыночную стоимость товара;
- При такой форме конкуренции реклама играет значительную роль и в нее приходится вкладывать довольно много денег.
В чем разница между совершенной и несовершенной конкуренцией
Ведение любого бизнеса производится в конкурентной среде. Конкуренция порождает взаимодействие и одновременно борьбу между предприятиями, работающими в одной и той же сфере.
Каждый участник рынка старается обеспечить для себя наиболее выгодные условия работы, чтобы при минимальных затратах получать максимальные результаты.
Конкуренция выполняет сразу несколько важнейших функций:
- определение рыночной стоимости товаров и услуг;
- способствование выравниванию цен на товары и услуги с учетом получаемой прибыли и производственных затрат;
- регулирование распределения денежных средств между компаниями и отраслями.
Экономисты различают такие понятия, как совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция предусматривает ведение деятельности на рынке множеством производителей товаров и услуг.
При несовершенной конкуренции ситуация зачастую противоположная. Как правило, несовершенная конкуренция появляется тогда, когда на рынке не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.
Иными словами, совершенная конкуренция основывается на выполнении предпосылок равновесия, несовершенная – на нарушении этих же предпосылок.
Рассмотрим оба вида конкуренции более подробно.
Особенности совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией понимается положение рынка, при котором:
- присутствует большое количество независимых производителей и поставщиков;
- участники рынка не могут формировать удобные для себя цены на товары и услуги, поскольку они регулируются покупательским спросом и общим уровнем рыночных предложений;
- ценовой демпинг участников рынка практически невозможен, поскольку снижение стоимости ниже установленной рыночной приводит к нерентабельности бизнеса;
- информация о технологиях производства, возможной прибыли и прочих моментах ведения бизнеса является доступной.
На формирование рынка с совершенной конкуренцией влияют различные факторы.
Основными из них можно назвать:
- отсутствие финансовых и прочих преград для прихода на рынок новых участников;
- отсутствие регулирования цен со стороны законодательных органов;
- высокая покупательская способность граждан.
С учетом всех указанных факторов совершенная конкуренция в истинном виде встречается не так уж и часто, ведь во многих сферах присутствуют определенные барьеры либо законодательное регулирование цен.
Покупательская способность также является нестабильным и относительным понятием.
В то же время, в государстве есть отрасли с конкуренцией, приближенной к совершенной. Такой отраслью, к примеру, является сфера IT-технологий.
Характеристика несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция подразумевает условия, противоположные перечисленным выше. При несовершенной конкуренции определенные участники рынка могут устанавливать желаемые цены на товары и услуги (удобные для себя). Этому способствует низкая насыщенность сегмента или банальная монополия.
Формированию несовершенной конкуренции способствуют следующие факторы:
- регулирование стоимости товаров и услуг со стороны законодательных органов;
- частые случаи демпинга со стороны ведущих участников рынка;
- наличие каких-либо преград для прихода на рынок новых игроков;
- неравномерность доступа участников к рынкам сбыта продукции.
Большинство существующих рынков – это рынки с несовершенной конкуренцией.
При этом различают три вида таких рынков:
- рынки с чистой монополией (контроль над рынком полностью производится одним производителем или одной группой производств);
- рынки с олигополией (большинство рынка контролирует несколько конкретных производителей);
- рынки с монополистической конкуренцией (на рынке множество компаний производят дифференцированную продукцию, которая при этом не является взаимозаменяемой).
Перечень основных отличий
Основные отличия между совершенной и несовершенной конкуренцией приведены в следующей таблице:
Таким образом, поведение того или иного предприятия на рынке напрямую зависит от существующего вида конкуренции.
Предприятие определяет количество производимой продукции и стоимость ее реализации исходя из условий рынка, рыночной стоимости аналогичных товаров и затрат на их изготовление. К примеру, если предприятие в условиях совершенной конкуренции существенно повысит цены на производимую продукцию, оно рискует потерять покупателей, которые будут приобретать аналогичные товары у конкурирующих фирм по более низкой стоимости.
При несовершенной конкуренции, наоборот, компания может поднимать цены на товары, не рискуя остаться без прибыли – покупатели все равно будут их приобретать ввиду отсутствия какой-либо альтернативы.
КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ
К. н. подразделяют на три типа: монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, олигополию, чистую монополию.
1. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей, но у продукта появляются такие свойства, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т. п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта этого вида конкуренции. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин. Монопольную власть на рынке он связывал прежде всего с характером и особенностями продаваемых товаров и показал, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если:
а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов;
б) отсутствуют товары-заменители, т. е. нет близких заменителей продукта монополиста; в) блокирован вход, т. е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен. В отличие от совершенного рынка, вход на который свободен, чистая монополия не допускает появления новых производителей. Это значит, что чистый монополист-продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Это значит, что монополист будет получать сверхприбыли как в коротком, так и в длительном периоде.
Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»). Проблемы К. н. исследовала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.
Различия между рыночными структурами представлены в табл. 6.1.
В реальной действительности не существует только совершенной или несовершенной конкуренции. Как отметил П. Самуэльсон, «реальный мир… выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями». (П. Самуэльсон. Экономика. – М., 1964. С. 499).
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М . Г. М. Гукасьян . 2007 .
Смотреть что такое “КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ” в других словарях:
КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ — конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь
КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ — состязательность на рынке между множеством продавцов, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт или свою маркетинговую программу, чтобы подсказать потребителю особенности своего предложения. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
Конкуренция Несовершенная — конкуренция на рынке, когда компании, фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком в зависимости от спроса и… … Словарь бизнес-терминов
конкуренция несовершенная — конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции … Словарь экономических терминов
КОНКУРЕНЦИЯ, НЕСОВЕРШЕННАЯ — положение на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении в него и выходе, ограничен доступ к информации, ограничено число покупателей и продавцов. Товары, продаваемые на нем могут быть дифференцированы или уникальны, в связи с чем… … Большой экономический словарь
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации. По… … Финансовый словарь
Несовершенная Конкуренция — См. Конкуренция несовершенная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Конкуренция — (Сompetition) Определение конкуренции, монополия, антимонопольная политика Информация об определении конкуренции, монополия, антимонопольная политика Содержание Содержание Совершенная Требования совершенной конкуренции 1. Конкурент в экономике… … Энциклопедия инвестора
Конкуренция (экономика) — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Конкуренция. Конкурен … Википедия
Конкуренция — (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») борьба, соперничество в какой либо области. Содержание 1 В биологии 2 В экономике 3 В праве … Википедия
Источники:
http://utmagazine.ru/posts/10706-konkurenciya-nesovershennaya
В чем разница между совершенной и несовершенной конкуренцией
http://economic_a_ya.academic.ru/733/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF