Что такое крестоцеловальная запись

Крестоцеловальная запись

  • Крестоцеловальная запись — документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста.

Древнейшая крестоцеловальная запись была дана князем Даниилом Холмским великому князю Ивану Васильевичу.

«Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского 1606 года:

«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси и слуга наша Ерёма, щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии».

Включает пункты по охране короны и лояльности подданных и четко закрепляет гарантии охраны прав личности за трон. Законное судебное разбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.

Связанные понятия

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.

Читать еще:  Куда сходить одному в Москве

Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.

Крестоцеловальная запись – присяга на верность

Присяга – это клятва, даваемая публично и возлагающая на дающего ее человека моральные и юридические обязанности. С момента принятия православия, учитывая слова Христа «не клянись», присяга стала называться торжественным обещанием. Она всегда дается публично и закрепляется каким-либо жестом. Во времена Ивана Грозного целовали крест.

Клятва на верность

Но так клялись в верности царю, и только Василий IV Шуйский, первый из всех, поклялся на верность своему народу, закрепив обещание целованием креста.

Крестоцеловальная запись представляет собой государственный документ, который был известен со времен средневековой Руси. Так, воевода Даниил Холмский, в 1474 году обвиненный в измене, с целью получения прощения дал клятву на верность Московскому князю – Ивану Васильевичу. Он письменно присягнул на верность и поцеловал крест. Документ сохранен – это первая документально засвидетельствованная крестоцеловальная запись. Обряд был введен Иваном Грозным абсолютно для всех подданных, которых он считал холопами и своей собственностью. Особенно же акт целования креста предназначался для непокорных бояр. Существовал даже термин – целовальник. Это человек, присягнувший на верность. Но в истории широкую известность получила крестоцеловальная запись именно царя Василия IV.

Одна из великих династий России

Потомки Суздальских князей, происходящих от Александра Невского — бояре Шуйские — всегда дышали в спину правящей московской династии, более того, прав на престол они имели гораздо больше, что позволяло им всегда смотреть на московских царей свысока. Шуйские были прямыми потомками старшего брата Александра Невского – Андрея Городецкого, а династия, последним представителем которой был Иван IV Грозный, – четвертого сына самого Невского, Данилы Московского. Но при помощи интриг и церкви правящая династия силой и обманом захватила власть и изменила старинные правила престолонаследия. Обе ветви были Рюриковичами, поэтому неверно считать, что последним их представителем был царь Иван Васильевич – им был Василий Шуйский. Но даже в сложившейся ситуации в случае смерти всех представителей правящей ветви на смену ей должны были прийти князья Шуйские. Так и случилось в 1606 году – на российский престол взошел Василий IV Иоаннович.

Читать еще:  Какие есть виды экономических систем

Особое значение этому событию придала крестоцеловальная запись Шуйского, заняв в истории отдельное место. Изначально этот род был знатнейшим на Руси, его представители, достигнув положенного срока, сразу становились боярами, и никогда не были окольничими. Сам Василий был телохранителем, или рындой, Ивана Грозного и его оруженосцем, то есть он, как и его отец, был удостоен самого высокого чина. Но Шуйские спали и видели себя на престоле, поэтому всегда интриговали против всех, кто стоял у них на пути. Крестоцеловальная запись в этом случае не играла никакой роли – присягали на верность, а спустя время убивали того, кому поклялись служить верой и правдой. Так поступали не только Шуйские.

Первая реальная возможность

Однако после убийства царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, престол достался самозванцу Борису Годунову, а затем всплыл довольно сильный конкурент — Лжедмитрий I. Шуйские находились в оппозиции к Борису Годунову, затем к Лжедмитрию I, которому присягали на верность. Умный, хитрый, изворотливый боярин Шуйский, неоднократно попадая в опалу, так как стоял во главе оппозиции, всегда добивался прощения и возвращал себе влияние. Лжедмитрий I, на свою беду, простил его на плахе. После убийства Гришки Отрепьева перед Шуйскими, точнее, конкретно перед Василием, реально появилась возможность занять престол, хотя конкуренция была сильна – князья Голицыны могли препятствовать этому.

Необходимость верного освещения исторических фактов

Одно из тяжелых времен в истории России – Смута, или первая гражданская война, позволила заявить о себе ряду крупных ярких, личностей – это были Михаил Скопин-Шуйский, Филарет Романов, три Лжедмитрия, Борис Годунов, патриарх Гермоген и, конечно же, Василий Шуйский, личность, по словам А. С. Пушкина, трагическая. Часто современники замалчивают или вообще искажают государственные заслуги и значение какой-нибудь исторической личности. Так было с Павлом I, Василием III, Иваном IV, Распутиным. Выпячиваются недостатки и замалчиваются достоинства. Недостатков в деятельности Василия Шуйского было достаточно, дядьям Шуйским приписывается даже отравление талантливого полководца Скопина-Шуйского. Но были и положительные моменты – пока на троне сидел царь, Москву не взяли поляки. Они ворвались в столицу и разграбили ее после отлучения Василия от власти и выдачи его Сигизмунду III на поругание. Может быть, стыд за содеянное заставлял современников усердно поливать грязью свергнутого царя. В истории российского государства получила широкое распространение крестоцеловальная запись Василия Шуйского, значение которой умалить невозможно – это первая клятва правителя государства на верность своему народу, данная осознанно, торжественно и закрепленная целованием креста. Этим поступком народ признавался народом, а не холопами.

Читать еще:  Что нельзя делать на Красную горку

Крестоцеловальная запись в Древней Руси

Крестоцеловальная запись в Древней Руси

Крестоцеловальной записью в Древней Руси называлась определённая присяга или запись о принятии присяги, которая сопровождалась целованием креста. Ранее, до христианства существовал аналогичный обряд, когда присягу или клятву давали перед идолом Перуна. Именно с этих времён по утверждениям некоторых учёных и пошёл данный обычай.

При этом, за всю историю Руси было немало примеров крестоцеловальных записей, однако самым ярким примером по которому можно полностью оценить серьёзность данного действия для людей того временного периода, безусловно, является крестоцеловальная запись Василия Шуйского от 1606 года. Данный документ включает в себя пункты по лояльности подданных, защите короны и авторитета правящего лица перед его служащими, а также закрепляет так называемые гарантии прав личности за правящий трон. При этом, законное судебное разбирательство могло гарантировать охрану каждого существующего в то время сословия от различного рода произвола. Кроме этого, запрещалось преследование родственниками виновных, а само судебное рассмотрение дел отныне должно было базироваться исключительно на определённых конкретных уликах.

Василий Шуйский – русский правитель в период с 1552 года по 162 год, приходился сыном князю И. Шуйскому, был одним из заговорщиков против Бориса Годунова, а также поддерживал Лжедмитрия, однако вскоре вступил против него в заговор и сам возглавил переворот в ходе которого Лжедмитрий был свергнут.

Этот правитель смог занять престол без согласия Земского собора и именно по этой причине он не был горячо любим ни народом, ни высшими слоями общества.

При этом, вступая на престол, он дал крестоцеловальную запись, обещая не накладывать опалы без решения на то боярского суда, не слушать ложных доносов и прочее, что мы уже перечисляли в начале статьи. Данная крестоцеловальная запись фактически отражала ослабление царской власти в связи с прекращением правления государством законной династии. Эта запись уникальна, ведь она является первым договором русского царя со своими подданными.

В крестоцеловальной записи Василий Шуйский провозглашал принцип наказания по суду со своими боярами. И без того немало потерпевшие при Годунове бояре обеспечили себе тем самым имущественную, а также личную безопасность. Однако крестоцеловальная запись никак не коснулась фундамента государственного порядка.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

http://fb.ru/article/143848/krestotselovalnaya-zapis-prisyaga-na-vernost

http://student-hist.ru/kultura-drevney-rusi/krestocelovalnaya-zapis-v-drevney-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector