Что такое головной регистр в пении
6 урок. Регистры голоса
Давайте поговорим о голосовых регистрах, ведь это очень важно знать, если Вы планируете серьезно заниматься пением, да и так, для общего развития это не будет лишним знать.
Голосовые регистры
Регистров голоса у здорового человека может быть четыре, не больше. Какие? Смотрим далее..
1. Шумовой регистр
Голосовые складки (связки) в данном режиме не смыкаются, а находятся в разомкнутом состоянии. Ярким примером шумового регистра является шепот. То есть мы не произносим звуков, голосовые связки не задействованы.
2. Речевой регистр
Также его часто называют грудным. Это и есть наш с Вами обычный голос, которым мы разговариваем в свободном состоянии. В речевом режиме связки уже смыкаются. Голос при этом богатый, насыщенный обертонами, но низкий по высоте. Еще бы, ведь это грудной голос.
3. Головной регистр (верхний, фальцетный)
Рано или поздно, у любого вокалиста-новичка наступают такие ноты, которые в речевом регистре голоса уже не возьмешь. Вот тут-то голос и переходит на следующий – верхний регистр голоса.
Как определить фальцет?
Попробуйте сказать что-нибудь тонким, детским, женским голосом. Получается довольно забавно, не так ли? Вот это и есть фальцет. Голосовые связки растягиваются. Но у новичка фальцет звучит неестественно. Почему? Да потому, что у него не “прокачан” средний регистр (см. пункт 5). Как его прокачать? См. урок “Головной голос. Как петь высокие ноты?”.
4. Свистковый (флейтовый) регистр
Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..
5. Есть еще один вид регистра голоса – средний регистр (смешанный). Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.
Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр
Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой – это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.
Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.
Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:
Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром.
Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как “прокачать” этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!
Регистры голоса
Регистры голоса
Среди подарков, полученных людьми от природы, особо стоит выделить голос, для которого свойственна индивидуальность. Чтобы распознавать голоса, было сформулировано представление о голосовых регистрах.
Регистр голоса представляется звуковым рядом, воспроизводимым человеком одним определенным образом и тембром. Эксперты выделяют четыре регистра: по два основных и дополнительных. Рассмотрим предлагаемую типологию
1. Грудной или нижний по тональности регистр
2. Головной, фальцетный, тональный или верхний регистр
3. Шумный или не тональный регистр
4. Флейтовый или свистковый регистр
Каждый из регистров обладает своими особенностями. Так, если в процессе исполнения задействован грудной регистр, тогда слушатель окунается в бархатистость звучания голоса исполнителя, для которого свойственным признается факт вибрирования в грудной клетке. Грудной регистр для голоса человека признается самым обиходным. Практическое большинство людей говорит именно с использованием возможностей грудного регистра. Вокалисты, не обладающие профессиональным образованием и достаточным опытом, как отмечают специалисты, признают именно данный регистр единственно возможным.
Останавливаясь на верхнем регистре, необходимо отметить вибрационные процессы, которые в большей мере проявляются в области головы, вернее в районе лица, носа. Для большинства ценителей данный регистр знаком по песням, исполненным фальцетом. Согласно дословному переводу термина «фальцет» – «ложный голос», данное явление представляется высокими звуками, не обладающими призвуками, то есть не обладающие объемом, свойственным звукам, образуемым в нижнем регистре. Примечательно, что певцы оперного жанра со значительным практическим опытом исполнения обладают непревзойденным умением сглаживать границу между звуками указанных выше регистров.
Шумный регистр еще носит название штро-баса, что в переводе с немецкого звучит как «соломенный бас». В данном регистре звуки образуются, преодолевая преграду в форме сомкнутых голосовых связок. Яркими исполнителями, использовавшими данный регистр, можно назвать Высоцкого, Лепса, Маршала и иных певцов.
Самым редким в использовании называют четвертый – свистковый регистр, хотя для сложных вокальных партий он вполне уместен.
Регистры, их знания и умение управлять голосом – цель, которой можно добиться только под управлением профессиональных педагогов.
Тонкости явления
Более подробно разбираться с темой голосовых регистров логично с опорой на механизм звукоизвлечения, а не на высотную шкалу. Последняя идеально подходит для характеристики звучания музыкальных инструментов, для которых принцип создания звука, вне зависимости от положения на звуковысотной шкале, не меняется. А вот голос человека, в данном смысле, подвержен весьма разноплановым изменениям.
Очень интересным является сравнение регистров голоса с коробкой передач в автомобиле или велосипедными скоростями. То есть, если не отходить от ассоциаций, то вокальные регистры можно назвать скоростью, которая должна быть согласована в работе с высотой звука.
Специалисты, давно работающие с голосовыми регистрами, классифицируют их немного иначе, чем это принято в классической науке. Но они также выделяют 4 регистра. При этом на первую позицию выводят шумовой регистр, для работы которого требуются разомкнутые голосовые связки. В данном регистре человек может кашлять, беззвучно выдыхать и шептать. То есть, в отечественной вокальной науке данный регистр характеризуется бездействием вокальных складок.
Самым употребляемым профессионалы называют речевой или грудной регистр. 99% звуков человек произносит только с помощью данного механизма воспроизведения. Для работы в данном регистре складки должны быть плотно сомкнуты. Голосовые звуки приобретают обертонную насыщенность, но высота их звучания низкая.
Если сравнивать терминологию, принятую и популярную на Западе, то в зарубежной научной методике рассматриваемого нами понятия грудного регистра не существует. Основной упор делается на определение голосового характера, его тембр. Аналогом речевого регистра может служить понятие «толстых связок».
Еще одна особенность западных методик заключается в исключении шумового регистра из числа механизмов звукоизвлечения.
Фальцетный регистр – механизм образования звуков, весьма различающийся в понимании отечественных, западных и научных вокальных школ. Различается также масса тонкостей в работе данного регистра при образовании звуков у мужчин, женщин, певцов с поставленным и еще неотработанным голосом.
Четвертым регистром называется свистковый или флейтовый, который может быть обнаружен не у каждого человека. К примеру, данный регистр обнаруживается в голосе, отличающемся здоровьем и молодостью. Но если говорить о голосе человека, зрелого или даже пожилого, то, скорее всего, указанный механизм образования звуков может отсутствовать.
Блог «Альянс ПРО»
О переводах, обучении переводчиков и копирайтинге
Блог » ШКОЛА » Полезности » Общее » Регистры и типы голоса (адаптировано)
Регистры и типы голоса (адаптировано)
Регистры голоса
Количество регистров [registers] , или звуковой объём [breadth of pitches] , который может охватить певец [singer] , называется вокальным диапазоном (диапазоном голоса) [vocal/voice range] . Диапазон у мужчин и женщин разный, что заметно в разговорной речи [oral speech] : голос у мужчин грубее, что связано с более толстыми, чем у женщин, голосовыми складками [vocal folds] (связками [vocal cords] ).
Регистр зависит от частоты колебания [vibration] голосовых складок. Этим же определяется его высота [height] : высокий регистр [upper register] возникает при высокочастотных колебаниях [high-frequency vibrations] , средний [middle register] и низкий [lower register] – при соответствующих.
Впервые теорию регистров выдвинула старая итальянская школа пения [old Italian school of singing] в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков, где выделяли всего два регистра: грудной и головной [head and chest registers/voices] . Однако столетие спустя появлялись другие теории, со своим количеством регистров; в девятнадцатом веке новая теория трёх регистров [three-register theory] стала соперничать со старой, двухрегистровой [two-register theory] . Мануэль Гарсиа-сын, испанский бас [bass] и вокальный педагог [vocal pedagogist/voice teacher] , в своей научной работе от 1841 года дал определение регистра, в котором пытался совместить две противоборствующие теории. Он повлиял на все последующие работы и учения.
Гарсиа выделял три типа певческих регистров: грудной [chest] , средний [medium] и головной [head] . Некоторые современные учителя пения, также выделяющие три регистра, по-разному называют их для мужчин и женщин: для первых это грудной, головной и фальцет [falsetto] ; для вторых – грудной, средний [middle] и головной. Но не все согласны с таким делением; большинство следует теории, по которой их четыре:
– штробасс [vocal fry ], самый низкий, при котором голосовые складки практически не вибрируют (не ниже 20 Гц); его верхняя граница совпадает с нижней границей грудного голоса;
– модальный [modal] (речевой) регистр, следующий за штробасом, как очевидно из названия, характерен для разговорной речи; звуки богаты обертонами [obertones] (гармониками [harmonics] ), но по-прежнему низки по частоте;
– фальцет, который часто объединяют с головным регистром или считают верхним его участком; возникает при колебании не всех голосовых складок, а лишь их слизистой оболочки [mucosa] ; беден обертонами, но богат частотами;
– свистковый [whistle] , самый высокий, до 2400 Гц, является самым загадочным: во время его формирования практически невозможно проследить за работой голосовых складок, так как гортань [larynx] перекрывается надгортанником [epiglottis] ; его же труднее всего достичь: не все женщины способны воспроизвести данный регистр, мужчины – и подавно. Дети, напротив, могут неосознанно его использовать, но некоторые врачи считают его вредным для здоровья голоса [vocal health] , полагая, что он может привести к дисфонии [dysphonia] и иным нарушениям голоса [vocal disfunctions] .
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются вокальные педагоги, – научить подопечного плавно переходить [shift/switch] от одного регистра к другому так, чтобы слушатели не заметили границ между регистрами (порогов) [breaks] . При переходе этих границ голос неопытного певца ломается [break] , меняет свою окраску [voice colour] .
Типы голоса
Певческий диапазон настолько тесно связан с разновидностями певческого голоса [singer voice types] , что эти термины часто между собой путают.
Всего в настоящее время выделяют шесть типов голосов, по три для каждого пола.
– сопрано [soprano] , самый высокий голос, от «до» первой октавы [octave] до «до» третьей [C4-C6] , делящийся на более узкие типы: колоратурное сопрано [coloratura soprano] , лирико-колоратурное [lyric coloratura] , лирическое [lyric] , лирико-драматическое [lyric dramatic] , драматическое [dramatic] ;
– меццо-сопрано [mezzo-soprano] , от «ля» малой октавы до «ля» второй [A3-A5] : высокое (лирическое [lyric mezzo-soprano] ) и низкое (драматическое [dramatic] ), иногда выделяют среднее (колоратурное [coloratura] );
– контральто [contralto/alto] , самый низкий женский голос, от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы [F3-F5] ; его принято делить на те же три типа, что и меццо-сопрано.
– тенор [tenor] , самый высокий, от «до» малой октавы до «до» второй [C3-C5] : лирический тенор [leggero/lyric coloratura] , лирико-драматический, драматический и баритональный;
– баритон [baritone] , от «ля» большой октавы до «ля» первой [A2-A4] , в целом повторяет предыдущий, кроме последнего – бас-баритон [bass bariton] ;
– бас [bass] , самый низкий, от «ми» большой октавы до «ми» первой [E2-E4] ; деление повторяет меццо-сопрано.
В эпоху барокко (шестнадцатый – начало семнадцатого века) композиторы писали оперные роли специально для певцов-кастратов [castrato] , способных петь в женском диапазоне (контратенор [contratenor] , от «ми» малой октавы до «ми» второй [E3-E5] ). После кастрации у мальчиков прекращалось гормональное развитие и голосовые складки не утолщались, – голос не проходил через мутационный (пубертатный [pubertal] ) период [voice mutation] . Необходимость в певцах-кастратах была связана с этикетом: как и во времена античности, женщинам запрещалось принимать участие в трагических театральных представлениях [tragic theatrical/dramatical performance] и присутствовать на них.
Источники:
http://profvocal.ru/articles/ryegistri-golosa/