Что такое философская лирика

Понятие «философская лирика» в истории русской литературы

История развития философской лирики в России

«ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА — это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события (стихотворение — пророчество). Скрытый смысл может присутствовать в стихах, написанных на тему космоса, природы, религии или каких-то необъяснимых вещей.» [Жанр — философская лирика (Творческая Мастерская Ликбез) / Стихи.ру — национальный сервер современной поэзии, http://www.stihi.ru/2012/06/08/4066]

В России философская поэзия формировалась прежде всего в русле раннепросветительной традиции. У ее истоков стоят Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. В своих «виршах», написанных на различные события политической и духовной жизни, они ратовали за развитие науки, противопоставляя мирское знание, философию — теологии.

В XVIII в. русская поэзия наполнена глубоким философским содержанием — научно-философские поэмы Ломоносова, сатиры Кантемира, стихи Державина.

К XIX в. сложилась прочная национальная традиция рассматривать литературу не как чистое развлечение или отражение событий личной и государственной жизни, а как форму размышлений о мире, о смысле жизни, о человеке. Такое философское насыщение произведений литературы данного века во многом определялось центральной проблемой духовной жизни России — поисками путей освобождения личности, пробуждения человеческого в человеке.

В русской поэзии основоположником философской лирики считается Федор Тютчев. Мир, природа, человек в его стихах находятся в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, на «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, с самим собой. Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви — таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.

Темы стихов современной философской лирики могут быть самыми разными. Ее продолжение и разновидности — это «гражданская лирика» и «религиозная лирика», «мистика и эзотерика». Если философская лирика рассматривает вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле, то «гражданская» приближена к общественным проблемам — к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе. Тема «религиозной лирики» — это осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние. «Мистика и эзотерика» — отражение в стихах особой философской картины мира, отличной от религиозной.

Особое место философская лирика занимает в творчестве А.С. Пушкина. Писатель оставил нам в наследие множество произведений русской философской лирики. Для примера обратимся к его стихотворению «В степи мирской, печальной и безбрежной»:

«В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ — холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.» [Пушкин Александр. Полное собрание стихотворений (1809-1836 гг.), Изд-во «Public Domain» (сетевое), 2008 — 828 с.]

Читать еще:  В какой стране самые вкусные десерты

Рассмотренное стихотворение А.С. Пушкина — классический образец философской лирики, где поэтическое «Я», выраженное в форме поэтического сознания, создает мир поэтического пространства, размыкая его по универсальным «координатам»: везде и нигде, никогда и всегда, никто и каждый… При этом время в таком произведении не локализовано и пространство не ограничено: они апеллируют к всеобщим родовым основам человеческого бытия, имеющих место «нигде» и «всюду». Предметом изображения в стихотворении, рассмотренном выше, становится не столько жизнь как таковая, сколько движение ее, изменчивость с акцентом не столько на чувства, сколько на их особую ценность на различной временной стадии, — и особенно «у последней черты». Одним словом, перед нами идеи «вечные», которые не исключают и «печати времени», ибо вне ее нельзя проникнуть глубокого в структуру произведения, понять смысловой уровень, семантику слов, своеобразие символики. Вне исторического контекста философская поэзия весьма условна. Другое дело, как утверждает Л. Гинзбург, «историзм может быть непроясненным, неосознанным или «замалчиваемым» в силу определенной установки» [Гинзбург, «О лирике», 1974 г., с. 17]. В связи с этим возникает актуальный и довольно спорный вопрос о возможности открытий в области общечеловеческих «вечных» ценностей (свобода и воля, равенство и братство, жизнь и смерть, добро и зло, красота и безобразие и др.), вне которых философская поэзия несостоятельна.

Философская лирика, ее основные черты, главные представители

Лирика – род литературы, который характеризуется главным образом выражением мыслей, чувств и эмоций субъекта, тяготеет к стихотворной форме. Известному литературоведу А.Н. Веселовскому принадлежит теория, что лирика происходит от древнего обрядового хора. В большинстве лирических произведений отсутствует событийный ряд, иными словами, лирика сосредотачивается не на действиях, а на их переживании. В современном литературоведении выделяются философская лирика, гражданская, любовная, пейзажная. О первой разновидности мы поговорим подробнее.

Философская лирика

В произведениях такого рода преобладающими мотивами являются размышления о смысле жизни, о том, как устроена Вселенная, какое место в природе и Космосе занимает человек. Для этого жанра характерен углубленный психологизм, стремление лирического героя к самопознанию, самораскрытию. В целом прослеживается установка на метафоричность. Зачастую стихотворения строятся на основе аллегории. Философская лирика уделяет пристальное внимание вечным вопросам бытия. Подобные идеи могут подаваться как в завуалированной форме, так и открыто декларироваться автором.

Представители

Философская лирика была излюбленным жанром таких великих поэтов, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, В.С. Соловьев, А.А. Фет. Рассмотрим некоторых из них в отдельности.

Стихотворения Тютчева: философская лирика

В качестве первого русского поэта, поставившего во главу угла вопросы мироустройства, литературоведы называют Тютчева. Характерно, что для его лирического героя не свойственно следование какой-либо определенной позиции, он пытается найти себя, определить свое место во Вселенной. Пантеизм, то есть обожествление природы – одна из самых ярких особенностей творчества Тютчева. Все его произведения исследователи делят на три периода. В 1830 – 1860-е годы лирический герой оценивает себя как часть огромной, могущественной силы, одушевляет стихии, стремится к слиянию с ними. К концу 60-х годов нарастают мотивы усталости, смятения, безверия. Человек у Тютчева ощущает свою ничтожность, беспомощность. Однако с 1871 года поэт преодолевает эти настроения и находит в себе силы для принятия мира.

А.С. Пушкин

При анализе этого жанра следует подчеркнуть огромное место, которое занимает философская лирика Пушкина. Стихотворения его отражают все человеческие состояния: от праздной, бесшабашной юности до гармоничного расцвета зрелости. На протяжении всей жизни поэт не переставал искать ответы на основополагающие вопросы. Такие темы, как связь поколений, смена эпох, роль творца в обществе проходят через все его творчество. В ранних философских стихотворениях Пушкина заметно сильное влияние Батюшкова: наслаждение жизнью, эпикурейство, все удовольствия молодости – вот то, ради чего стоит жить. Однако уже через несколько лет происходит перелом. Байрон и Наполеон – вот новые кумиры юноши. Закономерно, что в стихах отражаются его новые идеалы: тщетность, бессмысленность человеческого существования, всеобъемлющее одиночество каждого человека. Тем не менее в зрелости поэту удалось обрести гармонию: смерть для него не конец, а всего лишь одно звено бесконечного цикла.

Читать еще:  Почему болит лоб при насморке

Философская лирика

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской, он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе еще один путь. Если для Пушкина поэзия — способ познания мира, то для Тютчева — возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Русская высокая поэзия XVIII века была по-своему поэзией философской, и в этом отношении Тютчев продолжает ее, с той немаловажной разницей, что его философская мысль — вольная, подсказанная непосредственно самим предметом, тогда как прежние поэты подчинялись положениям и истинам, заранее предписанным и общеизвестным. Возвышенным у него оказываются содержание жизни, ее общий пафос, ее главные коллизии, а не те принципы официальной веры, которыми воодушевлялись старые одические поэты.

Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко — он ничто. Его присутствие — не более как точка в пространстве, его отсутствие — все пространство», — писал Тютчев. Смерть же он считал единственным исключением, которое увековечивает людей, выталкивая личность из пространства и времени.

Тютчев отнюдь не считает, что современный мир построен должным образом. По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» — о бездонном небе, отраженном в море, тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу. Человек включен в «мировой ритм», чувствует родственную близость ко всем земным стихиям: и «ночной», и «дневной». Родным оказывается не только Хаос, но и Космос, «все звуки жизни благостной». Жизнь человека на грани «двух миров» объясняет пристрастие Тютчева к поэтическому образу сновидения:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами.

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Сон — способ прикосновения к тайнам сущего, особого сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти. «О время, погоди!» — восклицает поэт, сознавая скоротечность бытия. А в стихотворении «День и ночь» (1839) день представляется лишь иллюзией, призрачным покровом, накинутым над бездной:

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров. День прекрасен, но это всего лишь оболочка, скрывающая мир истинный, который открывается человеку ночью:

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь.

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна — тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Она манит и пугает одновременно, пугает своей необъяснимостью и непознаваемостью. Но она столь же непознаваема, как и человеческая душа — «нет преград меж ней и нами». Ночь оставляет человека не только наедине с космическим мраком, но и наедине с самим собой, со своей духовной сущностью, освобождая от мелочных дневных забот. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческомусердцу, что он прост и понятен. Солнечный свет скрывает от человека страшную бездну, и человеку кажется, что он способен объяснить свою жизнь, управлять ею. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой»:

Читать еще:  Как лечить кашель и насморк

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел.

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

В этом стихотворении, как и в предыдущем, автор использует прием антитезы: день — ночь. Здесь Тютчев вновь говорит о призрачности мира дневного — «как виденье» — и о могуществе ночи. Постичь ночь человек не в состоянии, но он осознает, что этот непостижимый мир есть не что иное, как отражение его собственной души:

И в чуждом, неразгаданном ночном

Он узнает наследье родовое.

Именно поэтому наступление вечернего сумрака приносит человеку желанную гармонию с миром:

Час тоски невыразимой.

Всё во мне и я во всем.

Отдавая предпочтение ночи в эту минуту, Тютчев считает истинным внутренний мир человека. Об этом он говорит в стихотворении «Silentium!». Истинная жизнь человека — жизнь его души:

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней — образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей — мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: «Мысль изреченная есть ложь».

Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении «Близнецы» он пишет:

Есть близнецы — для земнородных

Два божества — то Смерть и Сон.

Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один — рода женского, другой — мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и однако же двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга.

«Природа», «стихия», «хаос», с одной стороны, космос — с другой. Это едва ли не важнейшие из тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное:

Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь в заключении, там — на просторе, —

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Философская идея Тютчева о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о том, что истина скрыта от человека в пугающей бездне, выразилась даже в его любовной лирике:

Я очи знал, — о, эти очи!

Как я любил их, — знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина! —

так описывает поэт глаза любимой, в которых видит прежде всего «волшебную, страстную ночь». Они манят его, но не успокаивают, а заставляют волноваться. Любовь у Тютчева и наслажденье, и роковая страсть, но главное – это путь к познанию истины, ибо именно в любви жизнь обнажается до дна, в любви человек максимально приближается к самому важному и самому необъяснимому. Поэтому для Тютчева так важна самоценность каждого часа, каждой минуты быстротекущей жизни.

46.166.179.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studwood.ru/984404/literatura/ponyatie_filosofskaya_lirika_istorii_russkoy_literatury

http://fb.ru/article/105459/filosofskaya-lirika-ee-osnovnyie-chertyi-glavnyie-predstaviteli

http://studopedia.ru/1_8505_filosofskaya-lirika.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector