Что такое близнецовая ситуация

Близнецовая ситуация. Статья Логопеда.

Близнецовая ситуация.

Многие исследователи утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации» ответственен за отставание детей-близнецов в речевом развитии Близнецовая ситуация обычно определяется как ситуация взаимодействия двух (или более) детей-близнецов, которые, развиваясь в одной среде, являются удовлетворяющими друг друга партнерами по общению и, вследствие этого, не имеют потребности в общении со взрослыми и другими детьми.

Задержка речи возможна в том случае, когда развитие детей в рамках близнецовой ситуации осложнено дополнительными (биологическими и социальными) факторами, наносящими вред нормальному речевому развитию.

Таким образом, объяснение задержки речевого развития у близнецов феноменом «близнецовой ситуации» пока является скорее теоретическим предположением, нежели экспериментально проверенным фактом.

Минимизация общения со взрослым.

Данный фактор, сопутствующий феномену «близнецовой ситуации», по-видимому, оказывает существенное влияние на речевое развитие близнецов. Матери близнецов в обращениях к своим детям употребляли более короткие, менее комплексные и более директивные формы высказываний, чем в случаях вербального взаимодействия матерей с единственными в семье детьми. Сложность в том, что общаться часто приходится сразу всем троим, а это сложнее, чем в паре. Желательно по возможности разделять близнецов во время общения и уделять им больше времени для общения со взрослым.

Помимо вышеперечисленных причин отставания в речевом развитии, существуют как специфические для близнецов (зиготность), так и общие для всех детей (пол, социо-экономический статус и уровень образования родителей, порядковый номер рождения) факторы, влияющие на различия внутри близнецовой популяции.

По состоянию артикуляционных навыков рожденные первыми дети, независимо от того, были они близнецами или нет, показывали лучшие результаты, чем младшие братья и сёстры. Первые по порядку рождения дети в многодетных семьях показывают лучшие по сравнению с младшими результаты в артикуляционных способностях, независимо от того, являются они близнецами или нет. Причиной может быть тот факт, что речевым развитием младший невольно больше занимаются старшие дети, чем родители с более совершенной речью.

Язык и речь не единственные инструменты в общении людей. Необходим эмоциональный, психологический, двигательный контакт и общение. Применение этого подхода к анализу речи близнецов мы видим, что они сами придумывают по мере возможности способы общения, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные единственным детям стадии речевого развития в иной последовательности, быстрее или медленнее и демонстрировать необычные формы речи..

Таким образом, исследования речевого развития близнецов в сравнении с единственным ребёнком дают основания утверждать, что в отставании близнецов в речи, по-видимому, большую роль играют психологические, нежели биологические факторы.

Как морально подготовить близнецов к школе?

Здравствуйте, дорогие читатели! Что такое «близнецовая ситуация»? Как правильно вести себя с нашими любимыми близнецами в школе, в период их взросления и обретения индивидуальности? Уверена, эта статья станет очередной подсказкой для родителей. Ведь от нашего воспитания зависит счастливое будущее наших детей.

Необычность взросления близнецов заключается в том, что в одной семье постоянно находятся два ребенка на одной стадии психического и физического развития. Перед нами пара с одинаковым жизненным опытом. Это уникальная социальная ситуация, на которую первым обратил внимание французский психолог Р. Заззо.

Читать еще:  Как стать успешным стримером

Не такие как все

Близнецы не такие, как остальные дети, но в самом хорошем смысле этого слова. Они уникальны, но именно эта уникальность играет с ними злую шутку. Близнецы самодостаточны. Они общаются на своей одинаковой волне. Им не нужны собеседники или соучастники в играх. Остальные дети очень тонко чувствуют это. И используют в своих целях.
Благодаря самодостаточности близнецы часто отстают в речевом развитии и тут же становятся объектом насмешек других детей. Это приводит к еще большей изоляции малышей от социума, что в итоге может негативно сказаться на их интеллекте. Происходит это очень рано и если родители пускают развитие детей на самотек, то близнецы становятся отрезанными от окружающего мира.

Они не умеют и не хотят общаться со сверстниками-задирами, а сами немногое могут рассказать о мире вокруг друг другу. Так невербальное общение становится приоритетным для них. С возрастом это приводит к потере самоидентичности и возникновению конфликтов в паре.

Социальная незрелость близнецов – повод к неуживчивости в коллективе, к неспособности наладить общение с учителями. На такую ситуацию накладывается невозможность выделить свое «я» из привычного «мы». При этом близнецы не видят и не понимают своих недостатков. А окружающие, постоянно подчеркивая их схожесть, усугубляют проблему.

В школе вместе или врозь?

Больше всего такая ситуация опасна в школе. Психологи склоняются к мысли о том, что близнецов следует обучать в разных классах. Но достоверных научных изысканий по этому вопросу нет, а протест со стороны разлученных двойняшек – налицо. Прежде чем принять такое решение следует учесть ряд моментов:

  • обучение за одной партой нежелательно, если к моменту поступления в школу у близнецов уже развился межличностный конфликт, и один подавляет другого;
  • разные классы – почти панацея, если близнецы самоизолируются от окружающих. Однако при этом нельзя допустить стресса от разрыва слишком тесных связей малышей друг с другом. Действовать надо с умом, помогая психологически привыкнуть к новой обстановке. До начала учебного года надо познакомить близнецов с их классами и одноклассниками;
  • при задержке в речевом развитии, необходимы дополнительные занятия по развитию речи;
  • очень хорошо, когда окружающие понимают, что перед ними не просто копии друг друга, а разные люди со своими интересами, характером, поступками.

В школе за границей

В России нет практики психологической поддержки близнецов в школе. Но зато во многих странах за рубежом – это рутинная практика. В Австралии, например, есть специальная программа по сопровождению близнецов в период обучения. Она позволяет двойняшкам без особых проблем адаптироваться к непривычной обстановке. Основывается разработка на масштабных научных исследованиях.

В ходе изучения поведенческих особенностей двойняшек ученые пришли к следующим выводам:

  1. Близнецы-мальчики практически не умеют концентрировать внимание на какой-то одной проблеме, у них отсутствуют такие способности. Учась вместе, они постоянно отвлекают друг друга и тем самым лишают себя возможности получить навыки работы самостоятельно, сами по себе.
  2. Девочки-близнецы не способны дружить и контактировать с ровесницами. Они не могут заинтересовать окружающих своим внутренним миром и не понимают, почему их похожести недостаточно для того, чтобы вызвать интерес к ним.
  3. На этом основывается постоянная потребность близнецов обоих полов во внимании к ним учителей. Они отчаиваются, когда преподаватель уделяет время другим детям, забывая о них, стараются всеми силами обратить его внимание на себя.
  4. Проблема лидерства в паре решается нестандартно. Обычно лидером становится девочка из-за большей развитости речи. Мальчики, отставая объективно в речевом развитии, страдают субъективно, становятся закрытыми, плохо идут на контакт с окружающими. В паре начинаются конфликты.
  5. Усугубить проблему может публичное признание одного из близнецов менее способным. Если он не лидирует во взаимоотношениях внутри двойни, можно считать это приговором. Ребенок мирится окончательно с этим мнением и начинает соответствовать тем заниженным ожиданиям, к которым его так просто «приговорили».
Читать еще:  Почему такси желтого цвета

Будущее зависит от родителей

Перечисленные проблемы возникают в детском саду и в школе далеко не у всех близнецов. Ведь это самые обычные дети, которые наделены от рождения некоторыми особенностями. Подчеркнуть лучшие стороны жизни близняшек – задача родителей. Не допустить отставания в психофизическом развитии – задача родителей.
Вовремя обратить внимание на появляющиеся шероховатости в социальных контактах – задача родителей! Если мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тети будут адекватны в общении с детьми-близнецами, уважать и всеми силами подчеркивать их индивидуальность, понимать их уникальное взаимообщение внутри пары, все проблемы решатся сами собой.
На этом мне хочется закончить статью. Ее нужно не просто прочесть, а прочувствовать. У вас обязательно возникнут вопросы, на которые я постараюсь ответить в очередной публикации.

Всегда на связи,
Анна Тихомирова

Что такое близнецовая ситуация

Близнецовая ситуация является важным средовым условием развития близнецов после рождения и определяет их эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное развитие.

В классической близнецовой литературе принято выделять следующие характеристики близнецовой ситуации:
1. У близнецов обычно при рождении маленький рост и вес, что является следствием недоношенности, однако у них достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом развитии.
2. Существует особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями.
3. Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности, на способность сопереживать.
4. В младенчестве близнецы играют друг с другом, как с зеркалом, что ведет в дальнейшем к трудностям осознания собственного «Я» (эффект пары).
5. Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого».
6. Психологическое сходство возникает в результате навязанной со стороны окружающих установки «быть во всем похожими», а также за счет общего жизненного и эмоционального опыта.
7. У близнецов часто устанавливается триада с матерью, что может привести к задержке речи и трудностям в освоении чтения.
8. Может произойти задержка речи и/или формирование собственного языка, что приводит к отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности, вербального интеллекта.
9. Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, что усиливает негативное влияние близнецовой ситуации.
10. В среднем МЗ и ДЗ близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.
11. Часто наблюдается своеобразный кризис подросткового возраста, при котором близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность.
12. В ряде случаев у близнецов отмечается повышенная агрессивность.
Было проведено психологическое исследование с целью посмотреть, в какой степени эти представления о близнецовой ситуации соответствуют современным представлениям, реализующимся в воспитании близнецов, и, если соответствуют, то в какой степени осознаются самими близнецами.
Вопреки данным, представленным в литературе, результаты исследования показали, что, независимо от культурного уровня и образования родителей, в семьях существует отчетливая ориентация на подчеркивание индивидуальности каждого из партнеров близнецовой пары, что выражается как в общих установках, так и в конкретных примерах, прослеживаемых с раннего детства (например, в стремлении по-разному одевать детей, поддерживать разные интересы и т.д.). В целом отношение родителей к близнецам мало отличается от отношения к одиночнорожденным братьям и сестрам: все опрошенные матери близнецов, независимо от уровня образования, говорили, что стремились воспитывать своих детей как братьев и сестер и с детства внушали им, что каждый из близнецов – это отдельная личность.
Другая особенность близнецов – криптофазия или автономная речь – оказалась присуща почти всем близнецовым парам, что, однако, не привело к каким-либо неблагоприятным последствиям: развитие социализированной речи и интеллектуальных функций ни у кого не отклонялось от нормы. Ни у кого не было проблем со школьной успеваемостью в младших классах.
Маленький вес и рост при рождении не повлиял на дальнейшее психическое и даже физическое развитие близнецов.
Замкнутость близнецов, на которую часто указывается в литературе как на преграду для общения, в действительности имеет несколько иное значение: замкнутость проявляется не столько в ситуации общения как таковой, сколько в формировании структуры межличностных связей, ограничивая принятие «других» в близнецовую пару.
Вместе с тем, ряд особенностей близнецовой ситуации ярко проявился и в данном исследовании. Так, отличительной особенностью отношений в близнецовой паре могут считаться агрессия и/или соперничество. Довольно часто происходит «разделение» близнецов между родителями (на маминого и папиного ребенка). Характерно также разделение близнецов на «лидера» и «ведомого», но механизмы этого разделения более осознаны, чем принято считать, и часто такое разделение является результатом сознательного распределения ролей, служащего уменьшению конфликтных ситуаций.
Основную проблему развития близнецов сами близнецы видят во внесемейных отношениях – в отношении к ним окружающих людей, которые склонны рассматривать их как единое целое и ожидают сходства. Именно поэтому, по мнению близнецов, они, говоря о себе, чаще употребляют местоимение «мы», чем «я». При этом они категорически не согласны считать себя дополнением соблизнеца, и все, с кем проводилась беседа, отрицают сильную взаимозависимость – в какой-то степени она существует, но не воспринимается как преграда для жизни отдельно друг от друга.
В целом сами близнецы считают, что проблемы близнецовой ситуации являются результатом педагогической неграмотности: они ни в коей мере не связаны с генетическим сходством близнецов и полностью обязаны своим возникновением средовым условиям развития.

Читать еще:  Как называется морская выдра

по материалам доклада Абрамовой Е. И.
[ Алина Сибурина ]

Источники:

http://m.baby.ru/blogs/post/319054237-146970568/

http://gemelos-feliz.ru/deti/vospitanie/bliznecy-i-shkola/

http://portal-bliznetsy.ru/blogs/1/49/psihologiceskie-osobennosti-bliznecovoj-situacii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector