Что опаснее посадка или взлет

Что тяжелей и опасней для самолёта: взлёт или посадка?

Опасно и то и другое. Но если отвечать конкретно на вопрос, то посадка. Чтобы это объяснить, нужно рассмотреть чем опасны оба этапа. И так, чем опасен взлет?

  1. При взлете двигатели работают на взлетном режиме. Существует опасность их отказа в момент разбега самолета, из за которого он не сможет ни оторваться от земли, ни остановиться на полосе. Поэтому, при разбеге существует точка, при прохождении которой пилот принимает решение, взлетать, или тормозить. Если отказ произошел после прохождения точки «рубеж», взлет осуществляется при любых условиях. даже на одном двигателе.
  2. Вторая опасность — неправильная центровка. Перед взлетом пилот выставляет так называемую «взлетную конфигурацию» самолета. Выпускает на определенный угол закрылки, и перекладывает стабилизатор. Как именно центрован самолет, рассчитывается. Верен ли его расчет пилот может определить только после отрыва от земли.
  3. Боковой ветер. Может мешать разбегу, и сносить самолет с полосы.

Это наиболее распространенные опасности при взлете. ПРИ ПОСАДКЕ ИХ КУДА БОЛЬШЕ.

  1. Ветер. Как боковой, так и курсовой. При сильном боковом ветре, управление по удержанию курса затруднено.
  2. Сдвиг ветра. Самолет держится в воздухе из за обтекания его аэродинамических элементов воздушным потоком. Если при посадке сильный встречный ветер, то скорость складывается из скорости ветра и скорости самолета. Если ветер меняет направление или резко прекращается, самолет резко теряет высоту. При посадке запаса по высоте может уже и не быть.
  3. Видимость. Если взлететь теоретически можно и в туман, то при посадке визуальные ориентиры играют куда большую роль. У пилотов существует разделение по классности, согласно которому они сдают экзамен на посадку в условиях ограниченной видимости. Данные категории называют «погодный минимум». Его нужно периодически подтверждать на практике.
  4. Выдерживание параметров по приборам. Так называемый инструментальный заход. Пилот должен уметь, как это называется на сленге, «собирать стрелки в кучу». Т.е. иметь правильное представление о пространственном положении самолета полагаясь только на показания приборов, и уметь правильно вести самолет без внешних ориентиров.
  5. Центровка на посадке. По прибытию в пункт назначения, топливо уже выработано, и самолет стал легче. Однако, груз и пассажиры на месте ( в большинстве случаев ). Таким образом центровка самолета изменилась с момента взлета. Важно правильно ее оценить, чтобы был запас по органам управления. В этой связи, иногда пилоты просят пассажиров перейти из салона в салон, или пересесть с лева на право( или наоборот), особенно если рейс загружен не полностью.
  6. Коэффициент сцепления. После касания, может возникнуть опасность заноса самолета, или же возникнуть проблемы с торможением из за состояния полосы. Она может быть более скользкая, чем пилот предполагает. Важно уметь ориентироваться мгновенно.
  7. Важно приземляться точно на знаки, обозначенные на полосе, чтобы небыло недолета, или перелета. При точном следовании по КГС, это условие выполняется. В аэропортах не оборудованных глиссадной системой, с этим есть дополнительные сложности.
Читать еще:  Lobo I'd Love You to Want Me

Таким образом посадка сложнее. Когда известного советского пилота В.Ершова спросили, какая самая сложная фигура пилотажа, он тут же ответил — посадка.

Что важнее и опаснее — взлет или посадка??/ What’s more important-and more dangerous — take-off or landing??

Взлет — более важный этап полета, чем приземление, хотя путешественники боятся, как правило, приземлений. В случае если вы решили понервничать, то лучше сделать это во время взлета — за несколько секунд до него и в первые 20 секунд полета. Но даже если через секунду после взлета заглохнет двигатель, катастрофы не случится.

Каждый авиалайнер сертифицирован для выполнения взлета в ситуации, когда один из его двигателей перестает работать в самый неподходящий момент. С точки зрения пассажира это именно тот момент, когда нос корабля задирается в воздух.

Экипажи обучены продолжать взлет, даже если в этот момент или в момент после него происходит серьезная неисправность, так как по действующим нормам самолет должны быть в состоянии набрать скорость и высоту, даже когда один из двигателей полностью вышел из строя.

Посадкасостоит из следующих этапов планирования (снижения) — выравнивания; выдерживания; приземления (парашютирования); пробега на ВПП. Для среднестатистического пассажира успешная посадка самолета в аэропорту — это конец путешествия. Но мало кто задумывается, что подготовка к этому начинается задолго до соприкосновения шасси с полосой. Средняя скорость посадки колеблется в районе 200 км/час. Самолет проходит несколько этапов, касается полосы (в этот момент, как правило, за самолетом взлетает облако пыли), затем гасит скорость по специальному алгоритму и останавливается.

Всем пилотам приходится совершать взлеты и посадки в условиях скользкой полосы, и предварительно они изучают данные об эффективности торможения для каждой полосы того или иного аэропорта, а также сводки погоды. Если снег, лед или слякоть превышают допустимый безопасный уровень, рейс отменяют.

Все гражданские аэропорты безопасны. Иначе ни одна авиакомпания не стала бы совершать в них рейсы. Сложные условия в районе взлета и посадки могут затруднить работу пилотов, но это не значит, что их нужно бояться. Взлет и посадка — более трудоемкие задачи, чем другие, но они вполне посильны людям, обученным их выполнять. У многих аэропортов, например, в Гималаях и Скалистых горах сложные условия подлета и вылета из-за расположенных поблизости горных пиков. Из аэропортов, известных куцыми взлетно-посадочными полосами, можно назвать нью-йоркский Ла Гуардиа, чикагский Мидуэй и Конгоньяс в Сан-Паулу.

Не существует значимой корреляции между сроком эксплуатации самолета и уровнем его безопасности на момент взлета или посадки. Реактивные лайнеры нередко остаются в строю в течение 30 лет и более. Чем старше самолет, тем больше и лучше за ним нужно ухаживать в ангаре, а критерии проверки становятся все строже.

Сможет ли самолет спланировать на посадку, если все двигатели выйдут из строя?/ If the aircraft plan to land, if all the engines fail?

То, что пилоты называют режимом полетного малого газа, — обычная практика. Двигатели работают на нулевой тяге, и вы, сами того не зная, много раз летали в подобном режиме. Способность к планированию у крупного реактивного самолета с выключенными двигателями будет лучше, чем у легкого. Полный выход из строя всех двигателей так же маловероятен.

Читать еще:  Радий хабиров кто по национальности

Среди основных причин этой маловероятной возможности — полное израсходование горючего, вулканический пепел и птицы. Но даже в таких случаях пилотам удавалось посадить самолет без единого последствия.

В процессе учебы, нам неоднократно доводили информацию, что самым ложным является – взлет.

В летной практике встречаются и другие взгляды на этот спорный предмет.

В целом, для успешного завершения полета требуется слаженная работа обоих пилотов (капитана и второго пилота) и нескольких авиационных диспетчеров. Если в одном из звеньев происходит сбой — результат, чаще всего, один. По статистике авиационных происшествий, взлет и посадка самолета — это два самых опасных момента любого полета.

Взлёт и посадка самолёта: что опаснее? Поговорили с авиационным экспертом.

По материалам беседы с авиационным экспертом Airinme — Александром Мархоцким

Условно полёт можно разделить на несколько этапов : взлет и набор высоты, непосредственно полет, снижение и посадка самолёта. Причем эксперты констатируют: большая часть авиа-происшествий происходит не на большой высоте полета, а во время начального и, особенно, заключительного этапа полета, то есть во время взлёта и посадки. Разберёмся, почему так происходит, какие угрозы в себе таят эти этапы и какой из них опаснее.

В чём опасность взлета лайнера?

Когда самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу и начинает разбег, то его двигатели работают в усиленном режиме и скорость быстро нарастает. Существует понятие критической скорости разбега (это примерно 200-250 км/ч ). До достижения критической скорости самолёт ещё можно, убрав газ, затормозить в случае отказа двигателя или другой серьезной причины. После достижения критической скорости- взлетать надо в любом случае, а только потом выстраивать экстренный заход на посадку. И всё это с отказавшим двигателем или пожаре на борту, на небольшой высоте, в условиях жесткого лимита времени на принятие экипажем различных решений в условиях повышенного нервного напряжения. В дополнение к этому полёт может проходить ночью и/или в плохих метеоусловиях. В этом случае очень высока вероятность ошибки пилотирования или принятия неверных решений.

Другая опасность — неправильная центровка (или положение центра тяжести) лайнера. До взлёта по информации о загрузке самолета пассажирами и багажом пилот рассчитывает положение центра тяжести самолета (центровку), которая должна быть строго в определенном диапазоне. Затем по рассчитанному положению центра тяжести пилот выставляет положение так называемого триммера руля высоты. На небольших самолётах типа двухмоторных турбовинтовых АТР или Бомбардье — это отклоняемые пластины на задней кромке руля высоты. На самолетах побольше (Боинг737, А320 и т.п.) — это отклоняемый горизонтальный стабилизатор. Эти устройства помогают в воздухе снять нагрузку от штурвала на руки пилота. Пока самолет бежит колёсами по земле, летчик никак не ощущает положение центра тяжести на рулях управления. Но после отрыва может оказаться, что положение центра тяжести было слишком переднее, поэтому экипажу трудно поднять нос самолета. Или, что еще хуже, заднее положение центра тяжести «надавит» на хвост и тем самым энергично задерет нос. Если пилот вовремя не парирует это движение рулём высоты (или у него не хватит на это сил), то самолет может потерять скорость и свалиться в штопор. Поэтому от того, насколько верно всё настроено, зависит успешность взлёта и дальнейшего полёта.

Читать еще:  Когда сделают машину времени

Еще одну опасность представляют внешние факторы: ветер или те же птицы. Сильный порыв бокового ветра может «сдуть» самолет с взлетной полосы, а птицы- попасть в двигатели и вывести их из строя. Поэтому соответствующие аэродромные службы постоянно следят за метеорологической и орнитологической обстановкой.

Опасности при посадке

Во время посадки многое зависит от мастерства пилотов и членов экипажа. Если взлёт ещё можно отложить или отменить, то в конце полёта горючее может быть на исходе и садиться придётся в любом случае.

Посадку осложняет короткая и узкая полоса, на которую нужно самолёт «притереть» в строго определённом месте, не допуская перелёта, чтобы оставшейся длины полосы хватило для торможения. Для этого очень важно точно рассчитать и выдерживать воздушную скорость захода на посадку.

В условиях низкой облачности земля не видна и заход выполняют по приборам. Безопасность полёта здесь зависит от натренированности лётчиков, насколько четко они умеют представлять себе положение самолета в пространстве и относительно аэродрома посадки по информации, считываемой ими с приборов. Плохая выучка может сыграть злую шутку на этом этапе.

Очень облегчают жизнь экипажа автопилот и система посадки по приводным радиомаякам аэропорта. Например, аэробус А320 способен выполнить посадку автоматически вплоть до полной остановки на взлётной полосе. Летчику достаточно правильно настроить несколько систем и потом следить за их работой.

В конечном итоге, самая большая опасность при посадке — это малая высота полета. Ее может не хватить на исправление ошибки пилотирования. Можно столкнуться с горой или линией электропередач, если не выдерживать правильную траекторию захода на полосу.

Сильный и порывистый ветер требует от экипажа повышенного внимания и быстрой реакции, чтобы вовремя парировать отклонения самолета по курсу и высоте. Особо опасными считаются сдвиг ветра (т.е. резкое изменение его скорости или направления по высоте) и нисходящие потоки воздуха вблизи аэропорта.

Самолёт летит в массе воздуха и вместе с этой массой, поэтому при изменении силы ветра и его направления меняется и поведение самолёта: он может накрениться или провалиться вниз из-за воздействия на него нисходящего потока. Кроме энергичного отклонения рулей, лётчикам приходится вовремя добавлять или убавлять обороты двигателей, чтобы сохранить заданную воздушную скорость, от которой зависит подъемная сила самолета. В этом им помогает автомат тяги, устанавливаемый на больших авиалайнерах.

Как видите, опасности таят в себе оба этапа полета, требуя от летного экипажа высокого мастерства. Действия в аварийных ситуациях (отказ двигателя на взлёте, пожар и многое другое) пилоты до автоматизма отрабатывают на тренажерах, чтобы выработались четкие и правильные навыки.

А техническая служба просто не допустит лайнер к полету, если есть риск возникновения чрезвычайной ситуации по причине отказа техники.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1137797-chto-tjazhelej-i-opasnej-dlja-samoljota-vzljot-ili-posadka.html

http://lektsii.org/8-2608.html

http://www.airinme.com/blog/news/takeoff-and-landing-what-is-more-dangerous-spoke-w/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector