Что нужно чтобы стать сценаристом

Профессия сценарист: где учиться, плюсы и минусы работы

Профессия сценарист у многих обывателей ассоциируется с кино, а у некоторых еще и с театром. Любопытно, что эти специалисты практически всегда остаются за кадром, несмотря на то, что от них фактически зависит развитие событий в постановке.

Чем занимается?

Обязанность сценариста – составить реплики каждого персонажа, указать места действий и другие детали. В дальнейшем первоначальная история под влиянием режиссера может претерпевать изменения. Однако основу составляет именно сценарист.

Где работает?

Профессия сценарист довольно востребована. Ее представители могут быть задействованы не только при создании кино и сериалов. Их услуги также требуются при написании сценариев для:

  • компьютерных игр;
  • развлекательных мероприятий;
  • телешоу;
  • набирающих популярность квестов.

Профессия сценарист не позволит остаться без работы. Вакансии для этих специалистов существуют в различных компаниях, среди которых:

  • киностудии и театры;
  • рекламные и праздничные агентства;
  • ИТ-компании, выпускающие компьютерные игры и т.д.

Обязанности

Как и представитель любой другой профессии, сценарист должен выполнять целый спектр действий. Их конкретный перечень будет зависеть от сферы деятельности. Перечислим лишь основные обязанности, которые выполняют сценаристы.

  • Создание концепции для фильмов, театральных постановок, развлекательных мероприятий и т.д.
  • Разработка необходимого контента. В зависимости от задачи, стоящей перед специалистом, это могут быть диалоги персонажей, задания для участников и т.д.
  • Разработка сценариев для видеороликов.
  • Написание рекламных анонсов, а также пресс-релизов.

Помимо вышеперечисленных обязанностей, на сценариста могут возлагать ряд дополнительных действий, связанных с участием в съемках.

Требования

Стандартный перечень включает следующие пункты, которым должен соответствовать представитель профессии сценарист-драматург.

  • Высшее образование.
  • Креативное мышление, которое непременно пригодится при составлении различных сценариев.
  • Правильная речь, как устная, так и письменная.
  • Знание ПК. Вряд ли сейчас можно встретить рукописные сценарии, поэтому профессионал должен уметь пользоваться техникой.
  • Знания и опыт в выбранной сфере. Например, кино, театр или развлекательные мероприятия.
  • Усидчивость. Объемы сценариев бывают разными. Над некоторыми приходится трудиться неделями, отказываясь от собственного отдыха и жертвуя им в пользу творческой работы.

Хорошо, если сценарист не просто соответствует формальным требованиям к вышеназванной профессии, но и обладает талантом. Такой человек будет постоянно узнавать новые истории, наблюдать, как их воплощают в кино или на театральной сцене и т.д. Все это позволяет набраться опыта, достичь лучших результатов в собственной работе и стать более популярным и, соответственно, востребованным специалистом.

Обучение

Профессия сценарист всегда принимает в свои ряды новых представителей. Несмотря на то что в списке требований значится высшее образование, можно обойтись без него. Иногда пробивным людям хватает таланта и везения стать сценаристом, даже не имея в наличии диплома, подтверждающего наличие высшего образования. Однако соответствующий документ о филологическом или театральном образовании значительно упрощает и ускоряет карьерный путь для талантливых начинающих специалистов.

Где учиться?

Абитуриентам нужно заранее решить, куда поступать. Профессию сценарист можно освоить в театральном или кинематографическом вузе. Например, свои двери будущим специалистам распахнут ВГИК, ГИТИС, а также некоторые другие учебные заведения.

Теперь вы знаете, где учиться на профессию сценарист. Однако нужно понимать, что эта сфера требует постоянной практики. Вот почему недостаточно надеяться только на диплом. После его получения специалист еще не имеет высокой ценности на рынке труда. Сценаристу важно продолжать или начинать составлять портфолио. Ведь работодателей интересует не наличие формального диплома, а реальные практические навыки.

Желательно озадачиться наработкой портфолио еще в период обучения. Это позволит быстрее найти работу после окончания учебного заведения.

Плюсы работы

Давайте узнаем, по каким причинам профессия сценариста привлекает потенциальных абитуриентов и тех, кто еще не определился с направлением деятельности.

  • Постоянный спрос. Сценарии всегда востребованы, особенно те, которые пользуются популярностью у зрителей.
  • Высокий доход. Сценарист может выстроить потрясающую карьеру, а вместе с ней значительно увеличить собственное вознаграждение.
  • Творческая профессия. Весь рабочий процесс сценариста – это фактически непрекращающийся креатив.
  • Реализация собственных идей. Благодаря кино- и театральному искусству сценарист может донести собственные идеи до любой аудитории.

Минусы работы

Наверное, нет идеальных профессий. Сценаристы не исключение. Поговорим о том, с какими недостатками им приходится сталкиваться в процессе своей деятельности.

  • Не каждый сценарий оказывается востребован. Недостаточно разработать идею. Нужно найти такую концепцию, которая будет интересна зрителям и режиссерам.
  • Отсутствие выходных. Сценаристы могут не иметь нормированного графика. В зависимости от объемов проекта иногда приходится отказываться от выходных, чтобы выполнить проект в установленный срок.
  • Отсутствие популярности. Сценарист создает идею любого фильма, однако обычно он остается неизвестен зрителям. Так как его затмевают актеры и режиссеры.
Читать еще:  Как отличить живую гниду от мертвой

Зарплата

Плюсы и минусы профессии сценарист теперь вам известны. Однако не менее интересен вопрос о доходах подобных специалистов.

Фактически назвать точные цифры невероятно сложно. По той причине, что в этой отрасли фактически нет фиксированных ставок. Кроме того, многие сценаристы предпочитают работать по одиночке, самостоятельно договариваясь о заказах. Гонорар и прочие условия обсуждаются индивидуально.

Однако мы не может оставить читателей в полном неведении относительно зарплаты сценаристов. Если верить информации, опубликованной в действующих вакансиях, средний доход подобных специалистов составляет от пятнадцати до восьмидесяти тысяч рублей ежемесячно.

Как видите, нижняя планка не так уж привлекательна и сравнима со средней зарплатой в некоторых российских регионах.

Нужно понимать, что сценаристы востребованы не только в сфере кино. Например, разработка концепции для развлекательной программы может стоить от четырех до десяти тысяч рублей.

Если сценарист разрабатывает концепцию рекламного ролика, вознаграждение может составлять от семи до двадцати тысяч рублей.

Сценарий – это в некоторой степени особый жанр литературного произведения, который отличается от всех остальных. Вот почему эту профессию выберет не каждый. Она требует определенного таланта и постоянного совершенствования.

Как стать сценаристом? Советы для начинающих

Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Вам понадобится немало времени, чтобы достичь понимания и успеха. Возможно, даже несколько лет. Известны сценаристы рекомендуют в начале иметь на всякий случай еще одну или даже две работы. А еще готов сценарий. Вы никогда не знаете когда и где встретите того, кто поверит в написанное вами. Может это произойдет через месяц, а может через пять лет.

Но если вы любите любые истории, окружающую действительность, тексты и, конечно, кинематограф, то не бойтесь круто изменить жизнь и стать сценаристом. Чем позже, тем лучше, потому что весь приобретенный опыт вам пригодится в создании сценариев. Команда TalentsCollection также хочет помочь вам в этом, потому подготовила для вас несколько советов, которые помогут или хотя бы натолкнут на то, чтобы стать сценаристом.

Полюбите это дело
Без любви не бывает ничего. Делайте только то, что вам нравится. Работайте над тем, что приносит вам удовольствие. Прислушайтесь к себе и убедитесь быть ли сценаристом это именно то, для чего вы созданы. Вы любите слушать/читать/пересказывать разные истории? Искать во всем подтекст и анализировать причины различных ситуаций? Если так, тогда сценарное искусство для вас. Начинайте работать в этом направлении.

Много учитесь!
После того, как вы окончательно решили, что хотите быть сценаристом, необходимо выбрать для себя способ обучения. Оно может быть специализированное в учебном заведении (высшее образование, курсы, мастер-классы, частные уроки и т.д.) или же самообучения. Если в первом варианте важным является старания, то во втором – самодисциплина. Помните, что вы должны учиться систематически и много. Книги, видеоуроки, просмотр различных фильмов – поможет все. Читайте пьесы и сценарии разных фильмов (как хороших, так и плохих), которые вы можете найти в бесплатных сценарных онлайн-библиотеках, они есть в открытом доступе.
Также найдите себе круг критиков, которые постоянно будут читать ваши работы, говорить как они все воспринимают, что по их мнению не так. В идеале – иметь среди критиков сценариста, который уже работает в этой сфере. Ведь все же практику теорией не заменить.

Думайте о творчестве
Несмотря на все здесь главное творчество и отточенность ремесла. Не важно где вы учились – важно как! Конечно, профильное образование – это очень круто, но если, кроме диплома, у вас не получается писать ничего хорошего, то звание не поможет. Каждый сценарист, как и каждый человек, – уникальный, видеть все так как видит только он. Творчество очень субъективное, поэтому надо действительно много времени, чтобы найти единомышленников. Не огорчайтесь, если вашу работу не понимают, вы же творите, а творчество трудно понять, его надо чувствовать.

Много пишите
Как писатель должен писать много, так и сценарист. Это главное. Пишите заметки, синопсисы, тритменты и, конечно, сценарии. Придумывайте разные ситуации, разбирайте их к деталям и описывайте. Делайте это как можно понятнее, проверяйте доступно ли вы пишете на ваших критиках. Не надо ждать вдохновения, чтобы писать, это не та профессия. Вы должны быть готовы писать всегда и делать это систематически, независимо от желания.
Главное – создайте ваш идеальный сценарий. Он должен быть полностью готов. Ибо вы никогда не знаете где и когда встретите того, кто скажет: «Пришли мне вечером свои работы – я почитаю и может поработаем вместе». Это может произойти в любой момент и в совершенно неожиданных ситуациях. Конечно, через год или два он вам уже не будет казаться идеальным, тогда вы создадите ваш новый «звездный» сценарий.
Типичные ошибки:
Проза вместо сценария. Режиссер ставит картину, обращаясь к зрению и слуху зрителей, поэтому при написании нужно отвергать описания размышлений, переживаний или оценок. Кстати, часто сценаристы неграмотны в письме, главное, чтобы то, что он написал понимал режиссер. Перед ним должно вырисовываться действие. Запомните: сценарий – это не литературный текст. Здесь не место метафорам или эпитетам, зритель их не прочтет.
Затянутые диалоги. В сценарии все развивается на диалогах, откуда зрители узнают об изменениях в сюжете. Поэтому каждая реплика, каждое слово должно приближать к развязке, не надо писать разговоры на 3-5 страниц, если они не развивают истории. Длинные диалоги имеют место лишь для усиления действия и раскрытию фактов.
Нет развития действия. Все, что описывается в сценарии, так же как и диалоги, должно развивать сюжет. Никто не любит долгих заскучавших сцен, если они не оправданы смыслом. Не надо описывать погодные условия, если они не имеют никакого отношения к рассказу. Выбрасывайте лишнее.

Читать еще:  Как использовать санскрин для лица

Выберите темы, о которых хотите писать
Подумайте над тем, какие темы вам интересны. Писать о том, что вам самому не нравится не принесет хороших результатов и не будет интересно другим. Это будет ощущаться. Нравятся отношения родителей и детей? Пишите о них! Любите детективные историй об убийствах? Так вперед – опишите убийцу своего сценария. В конце концов, выберите темы, о которых хотите писать. Интересно должно быть всем.

Расскажите о себе
Пришло время заявить о себе! Конкурсы, фестивали, система питчингов – пробуйте все. Участвуйте во всем, что попадается на глаза. Если вы начинающий, то не бойтесь соглашаться на волонтерские предложения. Хорошее портфолио окупит себя.
Лучший путь к тому, чтобы ваш сценарий заметили, – найти независимого продюсера, который заинтересуется вашей работой и возьмет ее в роботу. Подумайте есть ли у вас такие знакомые или у кого-то из друзей есть такие знакомые? Не бойтесь спрашивать/искать/писать/звонить. А здесь уже что надо? Правильно! Нужно иметь готовый идеальный сценарий.
Главное – наберитесь терпения! Все будет.



Станьте режиссером!

Доказано, что если вы работали в сфере кино на каких-то других должностях, кроме сценариста, вы точно будете лучше понимать, как надо писать. Конечно, идеальный способ – хотя бы раз попробовать на себе роль режиссера, даже на несколько минутных короткометражках. Тогда вы будете видеть кадр глазами тех, кому отправляете свои работы и начнете прописывать необходимые детали.

Самое главное
Запомните, что сфера кино не терпит затворничества. Здесь все делается в команде. Вас могут не понять. Это не литература, а вы не писатель, поэтому ничего страшного, если ваш гениальный сценарий перепишут более 20 раз – все на съемочной площадке работают на один результат. Важен именно конечный продукт. Если же ваш сценарий критикуют, указывая на слабые стороны работы, – это бесценный урок, внимательно слушайте! Делайте выводы и работайте еще лучше.
Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Сценарист фильмов «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Человек у окна» и др. Илья Тилькин убежден, что это лучшая работа в мире:

Вы тоже пишете сценарии? Тогда присоединяйтесь к сценаристам, которые уже зарегистрированы на нашем сайте. Делитесь своими работами и обменивайтесь опытом с коллегами.

Как стать сценаристом

Если вы хотите не просто смотреть кино и сериалы, но и приложить руку к их созданию, попробуйте себя в роли сценариста. Вот восемь шагов, которые помогут вам освоить эту профессию.

Сценарист, драматург, мастер сценарного курса в Московской школе нового кино.

Шаг 1. Разобрать причины

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь — очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание — это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 3. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Читать еще:  Психологическое сообщество СТОЛП

Литература по сценарному мастерству — вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 4. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо ждать вдохновения, чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения — это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 5. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 6. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача — собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 7. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира — единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино — командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, — это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, — это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) — командным игроком.

Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист — это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы — победитель.

Источники:

http://fb.ru/article/434457/professiya-stsenarist-gde-uchitsya-plyusyi-i-minusyi-rabotyi

http://talentscollection.com/ru/materials/show/yak-stati-scenaristom-poradi-dlya-pochatkivciv

Как стать сценаристом

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector