Чем занимались старообрядцы
Откуда взялись старообрядцы
19 февраля 1651 года утвердил единогласное чтение (единогласие) обязательным для всей Русской Церкви. Это событие положило начало церковной реформы патриарха Никона.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший и патриарх Никон провели реформу, которая привела к расколу Русской церкви.
Реформа заключалась в унификации и ряде нововведений в обрядах и устранении разночтений в богословских книгах. Сейчас из 2018 года в стране, в которой Великий Пост собираются блюсти 11% населения , понять смысл и причины раскола сложно.
Реформа проводилась царём Алексеем Тишайшим и патриархом Никоном официальным путём через Соборы, соблюдая все формальности, с благородной идеей: привести русские церковные обряды, ритуалы, атрибуты и традиции в согласие с греческими, избавить от всех несоответствий, накопившихся в ней за века. Начать решили с богослужебных книг, в которых за несколько веков переписывания действительно накопилось немало ошибок, затем взялись за «неправильно написанные» иконы, неправильно сложенные пальцы при совершении крестного знамения и т.д. и т.п. В богослужебные тексты, например, в имя «Ісус» была добавлена ещё одна буква – «Іисус».
Казалось бы, в чём проблема? Все происходит в полнейшем соответствии с сложившейся веками церковной практикой, традициями и не может вызвать никаких нареканий. Внесли какие-то изменения в книги, сказали, что креститься надо не двумя, а тремя перстами, не земные поклоны бить, а поясные, не такие уж и изменения.
Большинство населения признало реформы с пониманием и покорностью. Но некоторые начали подавать царю челобитные, умоляя защитить Церковь. Никона называли изменником и антихристом. Общество оказалось на грани новой Смуты.
Патриарх Никон принял свои меры – репрессии противников. Лишения сана, ссылки в дальние обители, всё как полагается. Некоторые раскольники подчинились и принесли покаяние в своих заблуждениях, другие же остались непримиримыми. Их духовным лидером был протопоп Аввакум . 23 мая 1666 года по решению Собора святой православной церкви он был расстрижен и предан анафеме. Это событие считается началом церковного раскола на Руси. Протопопа Аввакума сослали, заточили в тюрьму, и, наконец, казнили.
Для русского человека 17 века только точное следование обрядам было крайне важным. Поэтому смена обряда вызывала непонимание, сопротивление, боязнь прямой дорога в ад.
Например, во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу, т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. Но Христос есть солнце праведное, ходить против солнца – значит идти против Христа.
Крестное знамение у староверов, так называемое двуперстие (в отличии от троеперстия , которое используют православные).
А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)
Осеняя себя крестом старообрядец изображают распятие только Христа, а не распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца «праздными», никониане, по мнению старообрядцев «упразднил» Христа.
Никониане же назвали двуперстное крестное знамение как «чёртово предание», «кукиш», «демоносидение», арианство, несторианство, македонианство, «армянское и латинское повеление» и др.
8 лет (до 1676) длилась осада Соловецкого монастыря, ставшего оплотом старообрядчества. По взятии обители виновники бунта были наказаны, изъявившие покорность Церкви и царю — прощены и оставлены в прежнем положении.
В 1682 году стрелецкий бунт начальством князя Хованского возник в самой Москве, так называемая Хованщина . Старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён в присутствии всего народа.
Диспут о вере состоялся в Кремле (хоть и без народа). Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — Никита Пустосвят . Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси, в конце концов, до рукоприкладства дело не дошло. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Но стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность.
На это активная фаза Раскола завершилась, но отглоски слышны до сих пор.
РПЦ признает вину , за содеянное насилие (ложь, клевету, пытки и убийства) перед старообрядцами, претерпевших за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его; и просит прощение за обиды и насилие, совершенное как властями, так и священством
Обратная связь с автором канала . Наши убеждения часто оказываются заблуждениями. Жмите “Понравилось” и подписывайтесь на мой канал.
Староверы — это те, кто верит «неправильно»?
Староверы: история раскола
На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.
Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.
Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?
Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.
Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.
Образ жизни
Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.
«Поповцы» и «Безпоповцы»
Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.
В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.
О староверах на Правмире:
Фильмы о староверах:
Старообрядцы .
На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».
В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству. Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо.
Реформы Никона и зарождение «раскольничества»
Cтарообрядство, имеет древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века патриарх Никон при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы – это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.
Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю – «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций церковного пения и иконописи .
Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в расколе Русской Православной Церкви, употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы».
Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.
Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.
Недовольство такой реформой усугублялось и ситуацией в стране: крестьянство сильно обнищало, а некоторые бояре и купцы выступили против закона об отмене их феодальных привилегий, объявленного царем Алексеем Михайловичем.Все это привело к тому, что некоторая часть общества откололась от церкви. Подвергаясь гонениям со стороны царского правительства и духовенства, старообрядцы были вынуждены скрываться. Несмотря на жестокие преследования, их вероучение распространилось по всей территории России. Центром их оставалась Москва. В середине 17 века на отколовшуюся церковь русская православная церковь наложила проклятие, снято оно было лишь в 1971 году.
Старообрядцы – ярые приверженцы старинных народных традиций. Даже летоисчисление они не меняли, поэтому представители этой религии ведут счет годам от сотворения мира. Они отказываются учитывать любые изменившиеся условия, главное для них — жить так, как жили их деды, прадеды и прапрадеды. Поэтому не приветствуется изучение грамоты, посещение кино, слушание радио.
Кроме того, старообрядцами не признается современная одежда и запрещено брить бороду. В семье царит домострой, женщины следуют заповеди: «Жена да убоится мужа своего». А дети подвергаются телесным наказаниям.
Общины ведут очень замкнутый образ жизни, пополняются только за счет своих детей.Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5a69f5d5dcaf8e1790630599/5a814941c890102cf1dda6c0
http://hystory.mediasole.ru/staroobryadcy_