Чем занимается ассистент режиссёра
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Помощник режиссера
В этом выпуске мы расскажем об удивительных людях, выполняющих, казалось бы, простые функции — функции помощника и ассистента. А если добавить к словам помощник и ассистент творческую составляющую — режиссер, то все меняется кардинально. Среди всех работников театра, за исключением, конечно, режиссера-постановщика и актеров, это единственные участники творческого процесса, которые не только видят весь процесс создания спектакля, но и сопровождают его на протяжении всей сценической жизни. В нашем театре работают два помощника режиссера — Людмила Бойкова и Наталья Курбатова, и два ассистента режиссера — Симона Строганова и Елена Федорова. Именно их фамилии указываются в програмке после загадочных для многих слов: «Спектакль ведет…»
Людмила Бойкова, помощник режиссера:
Я начинаю работу в спектакле вместе с режиссером и актерами со знакомства с пьесой — с первой «читки». Помощник режиссера должен знать текст пьесы, знать его лучше, чем актеры. Когда репетиции перемещаются на сцену, я слежу, чтобы все было готово и организовано лучшим образом — режиссер должен зайти в зал, сесть и начать работу.
По ходу репетиции делаются записи — куда актер пошел, откуда что взял, из какой кулисы выносится реквизит, в какой момент включается музыка, когда происходит затемнение. Я это фиксирую, ведь в процессе работы можно забыть какие-то моменты, а из таких мелочей, в том числе, и складывается спектакль.
Когда премьера состоялась, помощник режиссера полностью отвечает за «проведение» спектакля, за готовность всех цехов, сцены, декораций, за своевременный выход актеров. Обычно я прихожу за два часа до спектакля — и непременно обзваниваю всех — актеров, сотрудников, которые должны быть на спектакле, проверяя, что все в порядке. У каждого помощника режиссера есть свои спектакли, и провести «чужой» спектакль — очень сложно.
Елена Федорова, ассистент режиссера:
Профессии помощника и ассистента режиссера в театральном вузе не учат. По сути, это одна профессия — круг обязанностей у них практически одинаковый. Тем не менее, профессия ассистента режиссера подразумевает наличие у человека театрального образования — актерского или режиссерского. Это необходимо, например, для анализа необходимого литературного и музыкального материала на подготовительном периоде работы над будущим спектаклем. Ассистент режиссера в случае необходимости может самостоятельно провести репетицию без присутствия режиссера, а без соответствующей подготовки, это, практически, невозможно. Еще одна важная обязанность ассистента режиссера — „ввод“ новых исполнителей в спектакли текущего репертуара. Для этого необходимо не только знать пьесу и „проведение“ спектакля, но и задачи, которые ставил перед актерами режиссер-постановщик, учитывать нюансы роли и акценты взаимоотношений героев пьесы.
Все обязанности помощника и ассистента не укладываются в обычную должностную инструкцию. Эта сложная и ответственная работа связана с организацией всего творческого процесса по созданию и эксплуатации спектакля. Начинается все с планирование репетиций — кого и когда вызывать, какие сцены и когда «проходить» на конкретном этапе работы над спектаклем. Святая обязанность помощника на репетициях подсказывать артистам реплики, следить за тем, что бы вовремя появлялся соответствующий реквизит и костюмы. Часто во время репетиций в первоначальный текст вносятся правки, сокращения или дополнения и помощника и ассистента режиссера должны следить за тем, что бы у всех артистов текст был «актуальный». Особая ответственность лежит на этих людях за «проведение» спектаклей. Перед началом спектакля помощник или ассистент проверяет ВСЕ, что касается сцены, во время «проведения» следит за выходом артистов, подает сигналы звуковику и осветителю, если это необходимо, ну и, конечно, дает звонки в зрительный зал, согласовав их с готовностью всех участников спектакля. И это далеко не весь перечень обязанностей закулисного «Фигаро».
Ассистент режиссера по актёрам
Ассистент режиссера по актёрам — это правая рука режиссера в подборе актёров на фильм. В международном кинематографе эта профессия носит название кастинг-директора. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Кастинг — процесс подбора актеров в кинофильм, который состоит из 3 этапов:
- предварительный отбор;
- собственно кастинг;
- кинопробы.
Кастинг актёров — важнейший этап в создании фильма. Если, как говорят в кинопроизводстве, отличный сценарий составляет 50% успеха, то правильный подбор актёров — все 80%. Поэтому ассистент режиссёра по актерам работает в тесном сотрудничестве с режиссёром и решающее слово остаётся за последним. Ведь только режиссёр изначально знает — как выглядит внешне главный герой его фильма, как двигается, разговаривает и т. д. Замысел нового фильма рождается в голове режиссера и все герои уже существуют в его воображении.
Ассистент режиссёра по актёрам (или кастинг-директор) собирает информацию об актерах в так называемой актерской базе или агентствах Москвы и Петербурга либо ищет новые лица в учебных заведениях в соответствии с идеей сценариста и режиссера. Настоящие профи хорошо ориентируются в этой среде, всегда в курсе того — какие актеры насколько и где заняты, как ведут себя во время съёмок. У опытных ассистентов есть своя актёрская база, постоянно обновляемая, которая состоит не только из фотографий, но и видеоматериалов.
Чтобы безошибочно подобрать варианты кандидатов, ассистент должен чувствовать и знать потребности режиссера. А в голове надо постоянно держать «фотобанк» – целую галерею лиц и фамилий актёров. После утверждения актёров на роли и начала съёмок ассистент режиссёра остаётся на связи с актёрами, составляя графики их съёмочных дней.
Особенности профессии
Профессиональные обязанности ассистента режиссёра зависят от периода съёмок. В первые дни после прочтения сценария ассистент мысленно подбирает актёров, которые бы могли соответствовать типажу и характеру героев.
В подготовительный период он занимается:
- поиском кандидатур актеров на роли в фильме и статистов для массовок;
- составлением актерского ансамбля, учитывая как будут выглядеть на экране герои в сочетании друг с другом;
- согласованием актёров — кандидатов на роли с режиссёром-постановщиком;
- составлением графика проб;
- подготовкой к кастингу и актёрским пробам: оповещение актёров и вызов их на пробы;
- в случае необходимости — поисками непрофессиональных исполнителей (студентов, школьников, детей);
- после утверждении актёров на роли ассистент собирает и предоставляет необходимую информацию для заключения договоров с ними, а также ведёт и контролирует реестр договоров.
Во время съёмочного периода в задачи ассистента входит:
- вызов актёров на съёмки;
- уведомление о съёмочном графике;
- контроль за своевременным их прибытием;
- участие в проведении репетиций с актёрами и массовкой;
- сопровождение актёров в течение всего съёмочного процесса.
Но даже если ассистент режиссёра не участвует в каком-либо проекте, он постоянно работает над обновлением и совершенствованием своей актерской базы, посещает театры, учебные студенческие спектакли, дипломные работы выпускников, общается с кастинг-директорами других фильмов.
Ассистент режиссёра: тот, кто творит чудеса
Ассистент режиссера игрового кино. Это – самый заметный человек на съемочной площадке. После артистов, конечно. Именно первый ассистент режиссера, он же – второй режиссер, кричит на всех в мегафон или по рации, машет руками, всех строит и распоряжается, кому куда идти и что делать. Подробнее – Алла Волохина в рубрике “Найди себя” на радио “Вести ФМ”.
Ассистент режиссёра отвечает за порядок на съемочной площадке, где все процессы должны следовать без промедления, потому что время – деньги. Берет на себя все организационно-технические вопросы, чтобы режиссер-постановщик мог реализовать свою художественную задачу. Способен выполнить любые, самые, казалось бы, абсурдные или невыполнимые требования постановщика. К примеру, внезапно, в 3 часа ночи, обеспечить для массовки персонажа определенного пола и вида. Иногда приходится стать этим персонажем самому, если повезет и критерии совпадут. А если не совпадут, что хочешь делай, а найди. То есть готовность к импровизации и способность творить чудеса – первейшие требования в этой профессии.
“Все, оленей сняли. Следующий кадр. Где у нас влюбленная пара?” – “Вот они стоят – ребята”. – “Ты кто?” – “Я ассистентка”. – “Вот и ассистируй! Я же просила, мне нужны влюбленные пары, а не забастовка работников ЖЭКа”.
Однако работа второго режиссера начинается не на съемочной площадке, а в подготовительный период, когда вместе с постановщиком он работает над сценарием, составляет календарно-постановочный план. Подыскивает актеров для кастинга, готовит их пробы. Именно вторые режиссеры ходят по школам и детсадам в поисках юных актеров и задают сакраментальный вопрос: “Девочка, хочешь сниматься в кино?” Ассистент режиссера также следит и обеспечивает своевременную явку артиста на съемочную площадку. Встречает звезду на вокзале, селит в гостинице, выдает расписание съемочного дня. На самой площадке напоминает актерам, какая сцена сейчас играется, следит, чтобы в кадр не попадали лишние люди, предметы и объекты. Но, к счастью, современные компьютерные технологии позволяют в готовом продукте стереть то, что не доглядел второй режиссер, чего в кадре быть не должно.
“Ваш чай зеленый. Ребят, ребят, не постоите на заднем плане в кадре, пожалуйста?” – “А что делать надо?” – Режиссер сейчас все скажет. Правда, бесплатно. Нормально? Давайте, давайте, давайте”.
Первый ассистент режиссера следит за тем, чтобы съемки сцен не затягивались, иначе “поедет” весь график. В его обязанностях, чтобы актеры вовремя находились на месте, знали текст, были одеты и выглядели, как нужно, и сумели сыграть так, как хочет режиссер. И тут против всей съемочной группы работают погода и звезды. Не те, что на небе, а те, которые в кадре. Некоторые знаменитости могут иметь такой низкий уровень дисциплины или привычку к капризам, что тормозится вся работа. А продюсеры видят именно этого актера в главной роли, и ничего с этим поделать нельзя. Поэтому роль второго режиссера очень важна.
Иногда режиссер-постановщик даже может доверить ему съемку отдельных эпизодов.
“Ну, как?” – “Хорошо, хорошо. Вы только что познакомились, знаете друг друга плохо, но тяга есть. Стойте, в камеру не смотрите. Смотрите друг на друга, глаза в глаза. До команды “Стоп”. – “А целоваться надо?” – “Целоваться? Ни в коем случае. У вас все только начинается. Вы просто смотрите друг на друга, и у вас в душе зарождается волшебное чувство. Как цветок. Кто посмотрит в камеру или поцелуется – убью на месте”.
Отработав на картине, второй режиссер не переходит автоматически на следующую, а ждет приглашения, ищет для себя новый проект. Никто не обязан обеспечивать его работой. Это фриланс. Поэтому так важно заработать себе репутацию профессионала, чтобы быть востребованным.
Рабочая смена в кино – 12 часов. Оплата рассчитывается либо за каждый рабочий день, либо помесячно. Средняя стоимость рабочей смены помощника режиссера, второго режиссера – от 4 до 4,5 тысячрублей. В месяц – 85-100 тысяч. Работу помогают искать частные агентства, специализирующиеся на наборе кадров для кинопроизводства.
“Костюмы утвердите, пожалуйста”. – “Приготовиться к съемке! Снег! Мотор! Камера”. – “Сцена 36, кадр 3-й, дубль первый”. – “Начали!”
Рубрика об интересных профессиях выходит по будням, а большую программу Найди себя слушайте по воскресеньям в 12 часов.
Популярное
«Задача – не догнать, а сохранить лучшее»
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Иногда достаточно не ухудшать ситуацию – если ты завис на своём уровне, а твои конкуренты провалились, это тоже нормально. Твоя задача – не догнать, твоя задача – всё лучшее, что у тебя есть, сохранить, постепенно набрать всё лучшее, что можешь. Но самое главное не провалить, гоняясь за модой, лучшее. Это как раз и развивалось у нас с конца 80-х».
«Мы переходим к политике национального эгоизма»
МИХАИЛ ХАЗИН: «Какие задачи стоят сегодня перед Владимиром Путиным? Задачи стоят простые – он должен вписать Россию в новый миропорядок. Надо отдать должное Владимиру Владимировичу, он почти всегда о своих планах говорит, но, правда, вписывая это в контекст так, что это почти невозможно увидеть».
Американцы неспособны к ответственному лидерству
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Ничего не будет по одной простой причине, что на этой планете американцам после распада Советского Союза бояться, как это ни прискорбно, некого. И, в общем, Иран при всей его ненависти к США, сделать ничего не может, по большому счету, и пока, по крайней мере, этот прогноз подтверждается».
Источники:
http://www.profguide.io/professions/assistent_rejissera_po_akteram.html
http://radiovesti.ru/brand/60992/episode/1373051/