Чем отличается самолет от лайнера

Пассажирский самолет

Пассажирский самолет часто называют авиалайнером или коммерческим самолетом, основной задачей этих машин является перевозка пассажиров и их багажа. Конкретного определения этой категории не существует, но все же в мире принято называть пассажирским самолетом летательный аппарат, который имеет два и больше двигателей, а салон рассчитан на 20 человек и больше. Масса такого самолета в пустом виде должна быть не менее 20 тонн.

Краткая история развития пассажирских самолетов

Первым в мире самолетом, который мог перевозить пассажиров, стал российский аппарат под обозначением «Илья Муромец». Несмотря на то что этот аппарат И. Сикорским был изготовлен еще в 1913 году, он был достаточно комфортабельным для пассажиров, поскольку на его борту был размещен ресторан, спальные помещения и ванная. Демонстрационный полет машины показал, что он может перевозить 16 человек.

Этому самолету принадлежит первый рекорд по дальности перелета, он смог преодолеть расстояние от Петербурга до Киева и в обратную сторону. При этом аппарат осуществил лишь одну посадку.

Дальнейшее развитие пассажирской авиации было направлено на изготовление менее масштабных однодвигательных аппаратов, таких как К-1, Сталь-2, ПС-35. Все же первыми пассажирскими авиалайнерами, которые изготовлялись массово, стали самолеты ЛИ-2 и ПС-84, в США это был DC-3.

В эти года массовым аппаратом для перевозки пассажиров стал Ford Trimotor, его изготовляли в США. Это был самолет с тремя поршневыми двигателями, при этом пассажировместительность равнялась 8 человекам. Производство было окончено в 1933 году, но и после этого их еще долго продолжали эксплуатировать. На смену пришел новый самолет DC-3. Нужно отметить, что этот аппарат является самым массовым по изготовлению пассажирским лайнером в мире. Самолет имел возможность перевозить до 32 человек на борту.

В европейских странах довоенного периода самым качественным самолетом для перевозки пассажиров стал Ju52. Также широко использовались и самолеты с поплавковым шасси.

По окончании войны изготовление пассажирских самолетов велось на основе модернизации имеющихся тяжелых бомбардировщиков. А с появлением в авиации в 50-х годах двигателя реактивного типа развитие пассажирских лайнеров вышло на качественно новый уровень развития. Так, летом 1949 года впервые взлетел британский самолет типа De Havilland Comet, это была не совсем успешная разработка, поскольку фиксировалось много крушений, и в 1954 году он был снят с полетов. Лидером пассажирского авиастроения оставался СССР со своим Ту-104 (1955 года выпуска) и американский Boeing 707 (1954 года выпуска).

Читать еще:  Какая столица в Казахстане

Дальнейшее развитие и успехи были представлены пассажирскими самолетами корпораций Boeing и Airbus. Первые сверхзвуковые лайнеры для перевозки пассажиров появились в 60-х годах и были представлены отечественным Ту-144 и европейским Concorde. Данные аппараты довольно скоро были сняты с эксплуатации из-за крушений.

Самолеты, которые изготовляются сегодня, мало чем отличаются внешне от аппаратов 60-х годов. Современное авиастроение акцентирует свое внимание на создании более экономичных и менее шумных силовых установок самолетов. Немаловажным аспектом остается комплектация качественной авионикой. При создании новых самолетов используется большое количество композитных материалов, которые способствуют снижению веса конструкции.

Классификация пассажирских самолетов

В зависимости от дальности полета:

Самолеты для местных авиалиний – до 1000 километров.

Ближнемагистральные – дальность от 1 до 2,5 тысяч километров (представитель EMB 120).

Среднемагистральные – дальность от 2,5 до 6 тысяч километров (представитель CRJ 200).

Дальнемагистральные – более 6 тысяч километров.

Широкофюзеляжные

Их еще часто обозначают как аэробусы, они имеют много рекордов по своим габаритам. Самые большие представители данного класса могут иметь длину больше 70 метров, при этом диаметр в 6 метров. Это позволяет в салоне разместить до 10 кресел в одном ряду. Их еще подразделяют на однопалубные и двухпалубные. Основной задачей таких машин является перевозка большого количества пассажиров на большие дистанции. Из-за высокой себестоимости большинство авиакомпаний приобретают их в лизинг. Основные представители класса: А380, Ил-86, Боинг 747 и другие.

Узкофюзеляжные

Они более распространены, чем широкофюзеляжные. Их активно эксплуатируют на сообщениях со средней протяженностью полета. Количество пассажирских кресел в салоне значительно меньше, чем в широкофюзеляжных аппаратах. Диаметр фюзеляжа данных самолетов не превышает 4 метров. Основные представители класса: А320, Ту-154, Боинг 737 и другие.

Региональные

К этой категории относятся относительно небольшие пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт до 100 человек и перевезти на расстояние до 2,5 тысяч километров. Они могут оснащаться как турбореактивными, так и турбовинтовыми двигателями. Основные представители класса: ATR, SAAB, Ан-24, ERJ, Як-40 и другие.

Местные

Самые маленькие пассажирские самолеты с пассажировместительностью до 20 человек. Полеты осуществляются на расстояние до 1 тысячи километров. В конструкции часто используются поршневые двигатели или турбовинтовые. Основные представители класса: Beechcraft, «Сессна».

Читать еще:  Как снять руль на хендай hd 78

Самый большой двухдвигательный лайнер совершил первый полет

Перспективный американский пассажирский самолет Boeing 777-9X, крупнейший в мире двухдвигательный лайнер, 25 января 2020 года совершил первый полет. Согласно сообщению концерна Boeing, продолжительность первого полета самолета, признанного полностью успешным, составила 3 часа 51 минуту. Летные испытания лайнера начались на аэродроме в Сиэтле в Вашингтоне; их переносили три раза из-за неблагоприятных погодных условий.

Летные испытания позволяют проверить все характеристики нового летательного аппарата и сопоставить их с параметрами, рассчитанными конструкторами. Во время летных испытаний специалисты обычно проверяют авиационную технику не только в нормальных условиях, но и на некоторых критических режимах полета. Первый полет является одним из важнейших этапов в программе разработки любого летательного аппарата. Он позволяет проверить правильность конструкторских решений, работу бортовых систем, двигателей, управляемость и аэродинамические качества летательного аппарата.

Первый летный образец Boeing 777-9X получил заводской номер «WH001». Первый полет лайнера большую часть времени проходил на высоте 4,6 тысячи метров. В воздухе летчики-испытатели проверили работу двигателей, систем управления и бортовых электронных систем, а также управляемость и устойчивость лайнера. Посадка самолета производилась в условиях порывистого ветра и с пониженной из-за тумана видимостью. После посадки во время рулежки по аэродрому летчики также проверили систему складывания законцовок крыла. Последняя позволяет уменьшить размах крыла 777-9X.

В ближайшее время специалисты Boeing намерены продолжить летные испытания перспективного лайнера, разработка которого велась с 2013 года. Предполагается, что программа летных испытаний и сертификация лайнера займут около года — в 2021 году американский авиастроительный концерн планирует начать поставки Boeing 777X заказчикам. К настоящему времени заявки на новые лайнеры составили авиакомпании ANA, British Airways, Cathay Pacific Airways, Emirates, Etihad Airways, Lufthansa и несколько других.

Boeing 777X будет представлен семейством, в состав которого войдут три лайнера разных размерностей: B777-8X, B777-9X и B777-9XL. Длина лайнера в зависимости от версии составит 69,8 или 76,7 метра, а размах крыла — 71,8 метра. Размах крыла B777X со сложенными закрылками составит 64,8 метра. Благодаря такой функции лайнер сможет безопасно перемещаться по аэродрому и поместиться в стандартном авиационном ангаре. Перспективный лайнер стал первым в мире пассажирским самолетом со складным крылом.

Максимальная взлетная масса B777X составит 351,5 тонны. Самолет сможет выполнять полеты на расстояние до 16,1 тысячи километров и, в зависимости от версии и компоновки, будет перевозить от 349 до 414 пассажиров. По оценке Boeing, новый самолет будет потреблять на 10 процентов меньше топлива, чем сопоставимые уже существующие лайнеры. Кроме того, операционные расходы на лайнер также будут на 10 процентов ниже. Это будет возможно благодаря новым аэродинамическим решениям, использованным в конструкции планера, и новым турбовентиляторным двигателям GE9X.

Читать еще:  Какие системные требования для PUBG

GE9X является крупнейшим в мире авиационным двигателем. Его разработка ведется с 2012 года специально для лайнера Boeing 777X. Диаметр вентилятора этой силовой установки составляет 3,4 метра, а диаметр его воздухозаборника — 4,5 метра. Для сравнения, диаметр GE9X всего на 20 сантиметров меньше диаметра фюзеляжа лайнера Boeing 767 и на 76 сантиметров больше диаметра фюзеляжа лайнера Boeing 737. Новая силовая установка может развивать тягу до 470 килоньютонов. GE9X имеет крайне высокую степень двухконтурности — 10:1. Первый полет Boeing 777-9X проходил с двигателями GE9X.

Авиаторы и их друзья

Разница просто невероятная.

Современные пассажирские самолеты очень сильно отличаются от тех самолетов, на которых начали летать в начале прошлого века. Пожалуй, первый такой самолет – российский «Илья Муромец» взлетел в 1914 году. На его борту находилось 16 пассажиров. Позднее американская компания Ford Trimotor начала выпуск своих самолетов.

Практически начиная с 60-х годов самолеты начали сильно напоминать наши, современные пассажирские лайнеры. Впоследствии усовершенствовалась лишь «начинка» самолета.

Предлагаем вам взглянуть, как же выглядели самолеты до 60-х годов. Этот любопытный экскурс может вас удивить.

В 20-30-х годах вместо сидений были обыкновенные стулья. Кроме того, салон самолета был очень узким. Впоследствии появились и сидения.


Спустя какое-то время появился и обслуживающий персонал. Любопытно, что в самолете было разрешено курение. Запретили его ишь около 30 лет назад.

Постепенно начали появляться и так называемые «купе» на борту самолета.

«Первого класса» как такового не было, ведь купить билет на самолет итак могли лишь зажиточные люди.

В самолете Боинг 377 также были спальные места.

Однако, из-за увеличение скорости самолетов необходимость в кроватях отпала. Появляются раскладывающиеся кресла, 1958 год.

Важный этап в истории гражданской авиации — Боинг-747.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источники:

http://avia.pro/blog/passazhirskiy-samolet

http://nplus1.ru/news/2020/01/27/boeing777x

http://aviator.guru/blog/43230901395/next

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector